Смекни!
smekni.com

Обратная сторона Луны (стр. 2 из 2)

А что может сделать в этом случае танатотерапевт?

Особая роль танатотерапевта это помощь тем, кто ухаживает за больными и умирающими. Танатотерапевт, в этом случае, обучает тому, как помочь максимально расслабить больного, снять боль, увести от беспокоящих мыслей, улучшить настроение и открыть путь для оптимизма.

Танатотерапия включает в себя ряд приемов, заимствованных из древнейших традиционных обрядов помощи умирающему. Например, открытие нижней челюсти. Да, действительно, у многих народов было принято открывать нижнюю челюсть, чтобы облегчит выход души из тела на последнем вздохе. Для этого даже клали булыжник на подбородок. Объяснение этому очень простое. Что такое смерть? Это расслабление. Только что умерший человек максимально расслаблен, все тело "распущено". Это потом уже, в соответствии с традициями, ему закроют глаза, подвяжут челюсть, скрестят руки на груди. Чтобы придать мертвому признаки живого. А правильнее было бы нам в живом теле поддерживать признаки: мертвого. То есть поддерживать состояние расслабления.

Кстати, наши попытки максимально приукрасить тело умершего тоже следствие современного отношения к смерти. Эта традиция появилась только в конце 19 - начале 20 века, с развитием медицины и тенденцией прятать смерть от глаз людей (особенно, детей). Там где присутствует мощный страх есть и попытки "задобрить" ту силу, которая этот страх вызывает. Заигрывание со смертью. По наиболее распространенной классификации умирающий человек проходит несколько стадий отношения к факту скорой кончины. В этом смысле все наше общество находится на стадии отрицания смерти. Невозможно принять смерть отворачиваясь о нее. Смерть близкого, лишенная прекрасных мгновений прощания, всегда будет казаться чем-то невероятно страшным и конечным. Танатотерапия помогает человеку развернуться лицом к смерти и даже найти в ней положительные стороны.

Создание Института Танатотерапии это попытка изменить ситуацию в лучшую сторону?

В какой-то степени - да. С другой стороны танатотерапия - узкоспециальный метод и несмотря на широкий круг показаний она не может быть применена абсолютно во всех случаях. Другое дело, что за танатотерапией стоит, я надеюсь, правильное миропонимание и это дает мне надежду быть услышанным и понятым не только в среде узких специалистов.

Мы уже сейчас подготовили несколько учебных и терапевтических программ и готовы приступить к их реализации. Например, это трехгодичный цикл, включающий в себя изучение всех областей знаний объединенных темой смерть. Танатология, суицидология, терапия кризисных ситуаций, конечно телесная терапия, но здесь же и история искусств, культурология, философия. Мы способны подготовить специалистов в самых разных направлениях - от работы с беременными до работы в хосписах. Есть программа оказания помощи близким умерших. Есть опыт создания в Москве волонтерской группы, которая приходила в семьи, где умирают дети. Наконец, хотелось бы поработать с медиками, которым приходится много и часто сталкиваться со смертью. Как показывает практика, большинство этих людей нуждаются в психологической помощи. В рамках Института уже сейчас существуют кабинеты танатотерапии в Москве и Санкт-Петербурге.

Как Вы считаете, каковы перспективы развития метода танатотерапии в нашей стране и за рубежом?

Перспективы самые "радужные". Если не осознавать причины такой "востребованности" - это должно радовать. На самом деле - тревожит. Востребованность смерти ("зову я смерть" - взгляните в телевизор или на полки книжных магазинов и газетных киосков) в настоящий момент напрямую связано с тем, что покойный Роллан Быков называл "шизофренизацией", а я мягче "шизоидизацией" населения планеты. Чувственно мир холодеет - отсюда востребованность смерти как той реальности, что дает испытать максимально сильные чувства. Переживая смерть другого, человек чувствует себя живым. Пусть это звучит дико, но это так. Это касается не только нашей страны, где всегда было много смерти, но и всего окружающего мира. В тоже время в обществе существует запрет на показ реальной смерти, без приукрашиваний и своеобразного словесного ритуала, шумихи, ажиотажа. Вспомните, какие общественные возмущения вызывали показанные по телевизору документальные кадры расстрела в Чечне солдат и мирных жителей. Или останков тел пострадавших в результате терактов. В Америке на месте крушения небоскребов работали сотни телекомпаний, но мир увидел только первые кадры, собственно теракт. Уже через несколько часов, отснятые материалы подверглись жесточайшей цензуре и дальше мы наблюдали только скорбные лица ведущих, патриотично настроенных граждан, приспущенные флаги.

Если проследить историю отношения человечества к смерти, которое изменялось в результате изменения социально-психологических установок и способов восприятия мира, то подобное отношение наблюдалось в эпоху позднего Средневековья. Тогда массовое обращение и даже пафосный натурализм в изображении смерти в произведениях искусства, совпали с изменением отношения к смерти реальной. Кладбища переносились за городские ограды и впервые за всю историю человечества тело и лицо умершего стало закрываться.

Владимир Юрьевич, как Вы рассматриваете взаимоотношение государства и психотерапевтической науки и практики - актуальные и желаемые?

Рассматриваю как сложные. В своей статье о "Русском теле" я говорю о "государственной психотерапии", имея в виду оценку принимаемых государственных и политических решений с позиции психического здоровья нации и психологических (телесных) проблем российского общества. Этого не делалось никогда! Чего стоит полное цинизма откровенное называние гайдаровских реформ шоковыми. Психологи и психотерапевты еще десятки лет будут пожинать "успех" этой шоковой травмы российского общества.

Какие знания и навыки необходимы практическому психологу и какую роль вы отводите классическому специализированному образованию?

Я не министр образования, но на что я точно обращу внимание - на слабое понимание психологами точного значения слова "псюхе" в контексте вечных вопросов жизнь/смерть, отсутствие места телу в подготовке практического психолога и отсутствие литератураведения, как практического предмета описания чувств (чем особенно славится наша литература).

Насколько важна для психолога и психотерапевта глубинная проработка собственных проблем?

Необычайна важна, только в нынешней ситуации нашей отечественной культуры психотерапии - это почти невыполнимая задача.

Ваши пожелания современным практическим психологам?

Пожелание одно - жить! А для этого можно посмотреть на жизнь и с "обратной стороны Луны" - со стороны смерти, конечности. Как бы страшно в начале это не показалось. О страхе смерти - отдельный разговор, но главная интрига в том, что большинство бояться того, чего не знают. Как в том диалоге из фильма про разведчиков и "идеальный" яд. "А кто говорит, что он идеальный - кто пробовал?"

Список литературы

Елена Шубина. Обратная сторона Луны