Смекни!
smekni.com

Проблема бессознательного в психологии (стр. 2 из 2)

Существенной чертой динамических проявлений бессознательного является тот факт, что осознание личностью причинной зависимости между нереализованными влечениями и связанными с ними травматическими переживаниями в прошлом, не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, страхов), т.к. информация воспринимается безлично. Эффекты бессознательного в поведении устраняются только в том случае, если вызвавшие их события переживаются личностью совместно с другим человеком (например, психоаналитиком) или с другими людьми (групповая психотерапия), а не просто узнаются ею. Важное значение для понимания работы с бессознательным имеют феномены и механизмы проявления бессознательного в межличностных отношениях, связанные с установлением эмоциональной интеграции – эмпатия, первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом), перенос (нереализованных стремлений пациента на психоаналитика), проекция (неосознанное наделение другого человека желаемыми и отвергаемыми качествами). «Во всех этих проявлениях бессознательного побуждающий субъекта мир и сам субъект представляют неразрывное целое» (Асмолов, 2002). Явления этого класса невозможно изменить при помощи односторонних вербальных воздействий, так как для изменения смысловых образований необходимо опосредующее влияние деятельности субъекта, то есть в данном случае ее изменения. Смыслы изменяются в ходе реорганизации деятельности, в том числе деятельности общения. «Функция языка заключается не в информации, а в побуждении» (Ж.Лакан, цит.по Асмолов, 2002), то есть деятельность общения затрагивает смыслообразующие мотивы и служит основой для эмоциональной идентификации с Другим, может изменить личностные смыслы пациента. В групповых методах психотерапии, также как и в индивидуальных, реконструируется деятельность субъекта, и групповая работа приводит в итоге к изменению личностных смыслов.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий

В этот класс входят три подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки и неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Автоматические процессы имеют двоякое происхождение: одни из них никогда не осознавались (первичные автоматизмы, автоматические действия), другие же прошли через сознание и перестали осознаваться (вторичные автоматизмы, автоматизированные действия, они же навыки). Автоматические действия составляют либо врожденные акты, либо очень рано сформированные (в течение первого года жизни) – конвергенция глаз, мигание. Группа автоматизированных действий появляется в результате передачи на неосознаваемые уровни уже освоенных действий. Отношение различных компонентов действий к сознанию не стабильно. «Так, А.Н. Леонтьевым проанализирован процесс превращения в ходе обучения действия, направляемого осознаваемой целью, в операцию, условия осуществления которой только «презентируются» субъекту. В основе осознания, таким образом, лежит изменение места предметного содержания в структуре деятельности, являющееся следствием процесса автоматизации - деавтоматизации деятельности». (Асмолов 2002).

Выработку навыка можно рассмотреть с двух сторон: субъект произвольно и сознательно вычленяет из сложных движений отдельные элементы и отрабатывает правильное их выполнение, одновременно без участия воли и сознания идет процесс автоматизации действия. Н.А. Бернштейн внес большой вклад в исследование этих проблем. Автоматизмы существуют не только в двигательной сфере – высшие формы зрительного или слухового восприятия требуют длительных упражнений, например, чтение рентгенограмм, восприятие кода Морзе. К этому типу процессов относятся, например, непреодолимые «бессознательные умозаключения» Г.Гельмгольца, описывающие бессознательные перцептивные автоматизмы (иллюстрацией могут служить зрительные иллюзии, когда зрительные автоматизмы искажают восприятие, будучи поставленными в необычные условия, например, «окно Эймса» - срабатывает признак линейной перспективы и «перцептивное» знание формы оконных рам»).

Второй подкласс явлений – установки, пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Работы грузинской школы психологов под руководством Д.Н.Узнадзе посвящены теории установки. Установка - это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Первоначально изучались установки, относящиеся именно к уровню неосознаваемых механизмов сознательных действий.

Однако потом понятие распространилось на более широкие области. Стали развиваться представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов стабилизации деятельности личности, и в соответствии со структурными единицами деятельности (деятельность, действие, операция) выделили уровни смысловых, целевых и операциональных установок, а также уровень психофизиологических механизмов установки. (Асмолов, 1979).

Смысловые установки относятся к третьему классу выделенных здесь бессознательных явлений - неосознаваемые побудители сознательных действий. Второй тип установок – целевые (готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью) – изучен лучше всего.

Характеристика установок любого уровня в регуляции деятельности состоит из трех частей: 1. установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и выступает как механизм стабилизации деятельности личности в изменяющихся условиях; 2. установка позволяет субъекту не контролировать сознательно протекание своей деятельности в стандартных знакомых ситуациях; 3. (фиксированная) установка может выступать в качестве фактора, затрудняющего приспособление к новым ситуациям и обуславливающего инерционность динамики деятельности.

К третьему подклассу неосознаваемых механизмов сознательных действий отнесены неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Пример: человек что-то режет ножницами и в такт своим движениям двигает челюстями. Или когда один человек порезал палец, другой непроизвольно строит горестную гримасу, даже если первого показывают по телевизору. Многие из этих процессов, особенно их вегетативные компоненты, изучаются физиологией, однако они важны и для психологии. Во-первых, потому, что они включены в общение между людьми (невербальная коммуникация), во-вторых, их можно рассматривать как объективные индикаторы (физиологические корреляты) психологических процессов, состояний и т.п.

Если вернуться к невербальной коммуникации, мы обнаружим огромное количество полуосознаваемых и неосознаваемых элементов. Эмоционально-выразительные сопровождения сознательных действий часто не осознаются ни «коммуникатором», ни «реципиентом». К таким явлениям можно отнести: мимику, позы, акустические системы (тембр, громкость голоса, ритмико-интонационные характеристики речи), ольфакторные системы (запах тела, косметики) и т.п.

Проблемы поиска диапазона чувствительности органов чувств.

При разработке проблемы определения порогов ощущения и диапазона чувствительности человека, обнаружили, что они могут меняться в зависимости от места ощущения в деятельности человека – то есть обычно субсенсорный сигнал, в случае придания ему сигнального значения, может осознаваться. Также обнаружены факты воздействия на поведение человека таких раздражителей, о которых он не мог дать себе отчета (И.М. Сеченов, Г.Т. Фехнер). С этими фактами связан, например, такой феномен, как «шестое чувство». Для обозначения разных аспектов этих субъективно неосознаваемых подпороговых раздражителей были предложены понятия «предвнимания» - У. Найссер, и «субсенсорная область» - Г.В. Гершуни. Процессы «предвнимания» связаны с переработкой информации вне произвольной деятельности субъекта, результатом чего является наличие неизбирательного отражения действительности, что обеспечивает приспособительную реакцию на еще не распознанные изменения ситуации.

Список литературы

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии, Смысл, 2002.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка, М, 1979

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1996

Василюк Ф.Е. «Психология переживания», М., 1984.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, ЧеРо, 1998.

Лабунская, Невербальная коммуникация.

Найссер У. Познание и реальность.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии, Смысл, 1997.

Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенейтер, МГУ, 1984.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни \ З.Фрейд. Психология бессознательного, М., 1989.

Цвейг С. Зигмунд Фрейд: из биографической трилогии» «Врачевание и психика», М.,1991.