Смекни!
smekni.com

Л.С.Выготский об историческом смысле психологического кризиса (стр. 2 из 2)

В тот период психология подошла к историческому моменту, когда её дальнейшее движение без общей науки стало невозможным. Изменить понимание сознания, объяснить условия порождения и функционирования сознания – вот в чём состояла задача. Её решение требовало новых методологических ориентиров. Необходимы были общепсихологические категории, т.к. позиция исследователя определяет выбор фактов и методики их исследования. От методологической установки учёного зависит даже признание того, существует ли данный факт как научное явление или нет.

В 20-х гг. в нашей стране началась перестройка психологии на основах марксизма. Марксистскую психологию Л.С.Выготский рассматривал как единственно научную. Но преобразование психологии на основах марксизма не означает отбрасывание всего предыдущего.

Как развитие общественно-экономической формации в учении К.Маркса, так и развитие психики должно рассматриваться в качестве естественноисторического процесса. Это невозможно сделать путём прямого перенесения категорий и законов марксизма на психологию или найти у классиков марксизма в готовом виде. Нужно выработать методологию – систему опосредующих, конкретных способов организации знания, которые могут быть применимы к психологии.

Л.С.Выготский описал общие методологические проблемы психологической науки. Они заключаются в следующем:

Проблема научного знания в психологии.

Критерии научности в психологии, истинность и научность. Наука может и должна изучать не только то, что дано в непосредственном опыте. Научное познание и непосредственное восприятие не совпадают. Нужно конструировать, воссоздавать предмет изучения.

Научный метод. Нужно принципиально выйти за пределы непосредственного опыта. Научный метод может быть косвенным. В психологии метод субъективен, а методика может быть объективна. Косвенный метод изолирует, анализирует, выделяет одну исследуемую черту.

Проблема единицы анализа. Ею должна быть система как целостное образование (Н2О - вода), а не изолированный и малозначащий элемент (Н –водород или О - кислород).

Язык науки. Психология ещё не имеет своего языка. В ней существуют слова обиходного языка, философские и заимствованные из естественных наук. Язык науки должен существовать, т.к. он орудие мысли, инструмент анализа. Развивать его может только исследователь.

Эмпирический материал, факт в науке. Нет «чистых» фактов. Как учёный смотрит на факт, так он и видит его - понятийная обработка факта. Факты, добытые при помощи разных познавательных принципов, есть разные факты.

Проблема общей науки как методологии психологии.

ФИЛОСОФИЯ

­¯

ОБЩАЯ НАУКА (ЕЁ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ)

­¯

ПРАКТИКА

Философская методология науки выполняет интегративную функцию в познании человека. Л.С.Выготский предостерегал от методологической беспечности. Решение проблемы человека требует выхода за границы психологии. При постановке общих вопросов психологии необходимо выйти за рамки конкретной науки и подняться на уровень философской методологии изучения личности, общения, деятельности, бессознательного, сознания, предмета психологии в целом.

Но прямое наложение универсальных принципов на конкретную область изучения человека так же недопустимо, как и искать на уровне философской методологии готовые ответы. Чтобы подойти к правильной постановке вопросов психологического исследования, психолог должен исследовать средства разных уровней методологии науки – философской, общенаучной, конкретно-научной.

В курсе «Психотехника самоопределения личности» А.А.Пузырей и Т.М.Буякас рассказывали о связи культурно-исторической теории Л.С.Выготского с предметом их научной деятельности. Т.к., по мнению, Л.С.Выготского, психика не развивается сама по себе, человеческому развитию можно помочь специальными знаковыми системами психотехнических действий – работа с языком, мифами, символами, психодрамой, социодрамой, деловыми играми, тренингами и т.д. (психологическими орудиями, медиаторами человеческого развития, ёмкими средствами фиксации общечеловеческого опыта). Роль символов достаточно полно представлена в психоанализе и глубинной психологии К.Юнга и «едва просвечивает в культурно-исторической психологии» (по В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунову).

Процесс работы с символом предполагает:

Полное присутствие человека «здесь и сейчас», состояние полноты себя (чем мы не владеем от природы).

Наличие символа как средства собирания себя.

Оживление символа через процесс деятельности.

Получение нового личностного опыта, выслушивание себя.

Понимание нового личностного опыта через феноменологическую установку и диалог с порождёнными образами.

Феноменологическая установка, или живой опыт чтения и восприятия, понимание не для того, чтобы разоблачать таинственное; противоположна объяснению, рационализации, редукции, замещению тайны неким другим смыслом, дающим разгадку и тем самым уничтожающим её. Эти две противоположности относятся не только к способам понимания литературного текста, о которых Л.С.Выготский писал в работе о «Гамлете», но и к двум типам психологии, психологического мышления и исследования, психотерапии и психотехники, к образам человека, принятым в психологии.

В современной психологии можно найти разные толкования психотехники. Доминирует в ней буквальное инструментальное понимание, в соответствии с которым психотехника – это техника тех или иных действий над психикой, нацеленных на производство изменений: трансформации её устройства, режимов её функционирования, обеспечение определённого направления её развития и т.п. Воздействие при этом понимается в прямом смысле - манипулировании психикой человека, его сознанием, личностью, эмоциями. Такое понимание психотехники характерно для хрестоматийной версии культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Но такому манипуляторному подходу решительно противостоят ранние работы Л.С.Выготского, особенно в посвящённых анализу искусства. По мнению А.А.Пузырея, любая буквальная психотехническая интерпретация концепции Л.С.Выготского должна быть отброшена.

Список литературы

Асмолов А.Г. «Психология личности».

Буякас Т.М., Зевина О.Г. «Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов – в индивидуальном сознании» // Вопросы психологии 5¢97.

Буякас Т.М., Зевина О.Г. «Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания» // Вопросы психологии 5¢99.

Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса».

Ждан А.Н. «История психологии от античности к современности».

Пузырей А.А. «Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники» // Вопросы психологии 3-4¢97.