Смекни!
smekni.com

Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов (стр. 3 из 3)

Что же касается социальных норм, то практически абсолютная анонимность и свобода действий приводят к тому, что как таковые они изначально просто-напросто отсутствуют. В большинстве чатов более чем либеральная свобода нравов и дозволено практически все, что встречает осуждение в реальной жизни. Но следует заметить, что мы не случайно написали "изначально отсутствуют". Как и в любом социуме, в Сети со временем происходит формирование определенных правил поведения в обществе, которое получило название "нетикет" (сетевой этикет). Как и следовало предположить, первым сработал принцип "твоя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа". Первые появившиеся нормы касаются обеспечения общественной безопасности. В некоторых чатах прямо запрещены использование ненормативной лексики в репликах и никах, и высказывания, прямо оскорбляющие других "собеседников".

Однако не следует думать, что чаты "медленно дрейфуют" в сторону общепринятых общественных норм. Во-первых, даже в этих чатах регламентируются только твои "прилюдные" действия. Во-вторых, "пуританских" (по чатовским меркам) чатов отнюдь не большинство, и чаты, где никаких ограничений нет (либо они весьма формальны), живут и процветают. Более того, существуют изначально "а-моральные" чаты. В качестве примера можно привести чат "Беспредел", содержание которого целиком состоит из мата, оскорблений как конкретных лиц, так и всех присутствующих, и половых сношений во всех мыслимых и немыслимых вариациях. В-третьих, все попытки введения запретов с технической стороны остаются не более чем благими намерениями. Как правило, для борьбы с нарушителями практикуется выделение из чатовского социума одной или нескольких социальных групп, на которые возлагается функция социального контроля. Формы контроля обычно ограничиваются удалением реплик провинившегося персонажа, его "отстрелом": отключением персонажа с этим ником от чата, либо отключением по сетевому адресу - IP (запретом на вход в этот чат с конкретного компьютера или конкретной подсети Интернета). Однако ничто не мешает "преступнику" сразу же или через некоторое время зайти в чат под другим именем и вновь "отвести душеньку" (это не касается случаев отключения по IP).

Кстати, выделение "групп соц-контроля" имело совсем далекие от поддержания порядка последствия, но эта тема, как тема социальной структуры и социальной эволюции чатов, заслуживает отдельного рассмотрения.

Но мы несколько отвлеклись. Развертывание коммуникации в ином пространстве, замена реальных людей виртуальными образами, абсолютная свобода моделирования ситуаций при неразвитости и зыбкости социальных норм - все эти факторы стимулируют игровой, карнавальный характер чата. По сути, чат - это пьеса, разыгрываемый без всякого сценария актерами-импровизаторами с постоянной сменой действующих лиц, так как это представление не знает разделения на исполнителей и зрителей.

Игровой характер чата подтверждается и его смещением в сторону все большей и большей "декорируемости" происходящего. Если в первых IRC действо проистекало в "Виртуальном Нигде", то со временем место действия стали красочно прорисовывать. Наиболее далеко ушедшим в области "декорирования" из популярных чатов следует признать "Отель у Максима", где существует множество чатов-комнат (Ресторан, Сауна, Библиотека, Ночной Клуб и т. п.) и наличие роботов (Официанта, Банщика и т. п.), которые выдают реплики на ключевые слова посетителей, задаётся антураж и, в определенной мере, тематика происходящего действа.

Вот мы и вернулись к тематике чатовских действий.

О чем же это бесконечное представление?

Как и средневековый карнавал, чат не имеет общего, единого для всех сюжета. Как и сама жизнь, он исключительно разнопланов и пестр. Однако общение в чате заметно отличается от общения в жизни. И прежде всего тем, что чат, как и средневековый карнавал в бахтинской интерпретации, в превосходной по отношению к реальной жизни степени телесен. Создается впечатление, что обитатели чата, лишенные тел, постоянно сублимируют это инсценированием "буйства плоти".

Бесспорное лидерство в тематике чатовского действа принадлежит сексу. В полном соответствии с фрейдистким учением в карнавальной атмосфере вседозволенности люди в первую очередь начинают реализовывать свои подавленные сексуальные желания. Флирт в чате всеобщ и вездесущ. Ни одно появившееся "действующее лицо" женского пола не избегнет ухаживаний разной степени приличия (этому немало способствует то, что до сих пор женщины в виртуальности составляют меньшинство, обычно не более трети всех присутствующих). И пусть вас не смущает кажущаяся бессмысленность этих ухаживаний. "Виртуальный" секс, при котором "влюбленные" поочередно описывают свои действия, давно и прочно освоен "чатланами" и является одним из их любимых времяпрепровождений.

Помимо "сексуальных утех" телесность чата проявляется и в другом любимом занятии его обитателей. Если "чатлане" инсценируют не "брачные танцы", то, скорей всего, они предаются неумеренным возлияниям и обжорству. Эта вторая пагубная страсть чатлан нашла свое подтверждение даже в названиях многих популярных чатов - "Самарский паб", "Трактир "У Хонды", "Интернет-кафе", "Кают-компания" и т. п. (кстати, любопытно звучат с точки зрения первой пагубной страсти названия еще одной большой группы чатов - "Кроватка", "Диван Махаона" и т. п. :-)) Телесность доминирует и в чатовском юморе - большинство шуток, отпускаемых обитателями чата в адрес друг друга, варьируются от фривольного до скабрезного.

Упразднение всяческих барьеров между людьми и отмена большинства норм и запретов обычной, внекарнавальной жизни создает особый идеально-реальный тип общения, который Бахтин называл "вольным фамильярно-площадным контактом между людьми".

Проиллюстрируем это одним любопытным фактом. Мы уже упоминали про реплики роботов в чате "Отель "У Максима", которые появляются на экране в виде реакции на употребление "чатланами" определенных слов или словосочетаний. Контент-анализ этих реплик позволил сделать вывод, что даже в этом чате, который считается одним из самых "пуританских" в русском Интернете, создатели, скорее всего интуитивно, стимулировали именно телесный, асоциальный тип общения.

Возьмем, к примеру, "Сауну" и реплики робота "Банщика". 54 % слов, вызывающих реакцию робота, задают антураж места действия (веник, бассейн и т. п.). Но даже в этом случае ответные реплики Банщика часто "грешат" известной телесностью. Например, в качестве реакции на слово "бассейн" Банщик может с подозрением спросить любого из присутствующих: "А писать в бассейн не будете?".

Из оставшихся слов и словосочетаний, не связанных с местом действия, 84 % (!) либо сами связаны с сексом, пьянством и т. п. (девочки, эротический массаж, ягодицы и пр.) с соответствующей реакцией робота, либо вызывают весьма фривольные реплики. В общем итоге более половины ключевых слов изначально телесны, либо вызывают телесную реакцию и лишь 47 % относительно нейтральны. Подчеркиваем - это в чате, который славится строгостью нравов. Остается только предполагать, какие бы цифры мы могли получить в более либеральных чатах, будь они декорированы таким же образом.

Заключение

Итак, карнавальная составляющая является одним из важнейших факторов, обуславливающих феноменальную популярность чатов. Но ни в коем случае не единственным.

Не стоит забывать, что обитатели чата не общаются в нем. Они в нем живут. По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном мире. Любой человек, увлекшийся чатами, оказывается в состоянии одновременного сосуществования в двух мирах. Причем карнавальный мир чата часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной жизни ты затравленный во дворе толстый прыщавый "книжный" подросток, то в мире виртуальном ты имеешь возможность сделаться красивым, умным, взрослым и обожаемым женщинами мужчиной. И это будут не твои иллюзорные мечты, так как чат - это не акт только твоего творения; подтверждения этому ты получаешь "извне", все это проживается и проигрывается в социуме.

Естественно, психологическое состояние людей, оказавшихся "меж двух миров" сложно назвать комфортным. Иллюзорность карнавального мира прекрасно осознается большинством обитателей чата. Одно то, что виртуальный мир существует вне времени (в чате не бывает утра, вечера или ночи, так как виртуальный социум состоит из людей, находящихся в самых разных часовых поясах) и вне пространства (география "чатлан" охватывает весь земной шар), не дает его спутать с реальным миром. Поэтому попытка разрешить это противоречие путем совмещения миров - основная психологическая доминанта поведения обитателей чата.

При любой коммуникации, рано или поздно, но каждый "чатланин" старается пробиться к реальному человеку, стоящему за карнавальной маской. Телесная, масочная, мистификаторская составляющая карнавала чата, о которой мы так много говорили в этой статье, несмотря на ее реальность, бытийность - это все-таки игра. Но нельзя жить в мире, только играя. Поэтому рано или поздно, но в конечном итоге непременно, чатлане переходят в своих отношениях от игрового "дуракаваляния" к серьезному общению. Вроде бы вот оно - победное вторжение реальных людей и, в конечном итоге, реального мира в карнавальное пространство виртуального общения. Однако на самом деле "внекарнавальное" общение в чате в конечном итоге оказывается столь же далеким от общения реальных людей в реальном мире, как и карнавальные социальные коммуникации.

Но тема серьезного, "псевдо-реального" общения в чате, как и тема возможности совмещения реального мира и мира чата достаточно сложна и обширна и поэтому заслуживает отдельного исследования.

Список литературы

Вадим и Елена Нестеровы. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов.