Смекни!
smekni.com

Неформальные лидеры в местах лишения свободы (стр. 1 из 5)

1. Введение.

Чтопроисходит с осужденным, когда он попадает в места лишения свободы? Его никтоне спросил, где он будет отбывать наказание, в колонии его определяют в отряд,где есть свободные места, работает он там, где не хватает работников, спит надоставшемся месте. Кроме того, у него обесценивается собственное "Я".Словом, он испытывает угрозу собственному существованию.

Негативныепсихические состояния есть самый красноречивый показатель опасений, но ипокинуть определенное ему место заключенный не может. Чтобы как-то обезопаситьсебя, вернуть самооценку, он начинает раздвигать установленные законом иинструкциями рамки поведения, перекраивать установленные порядки. Вопрекиустановленной законами организации отбывания наказания начинаетсясамоорганизация.

Посколькув местах лишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, пустьи понимаемой по своему, поскольку права заключенных постоянно попираются,поставляя "пищу" для возмущения, то существует потребность в защитенарушений справедливости. Лидеры сообщества берут на себя эту важную роль.Остальные заключенные делегируют им право защиты справедливости, отчего онипревращаются в глашатаев общих настроений. Это качество придает им вес.

Длятого чтобы лучше познать современную преступность "изнутри",определить ее качественные тенденции, необходимо изучитьуголовно-профессиональную среду через существующую в ней субкультуру, инымисловами - так называемую "вторую жизнь", особенности которой неподдаются статистическому анализу и оттого порой уходят из нашего поля зрения.Субкультура - это неотъемлемый компонент устойчивого противоправного поведения,зависящий от ряда обстоятельств. Чем, например, сильнее, строже режимсодержания, тем ярче выражена субкультура.

2. Классификация осужденных к лишениюсвободы (исторический аспект).

"Законники" былых времен.

Аристократострога, человек в почете, так называемый бродяга - человек бывалый и тертый,имеет право играть в кредит, и майданщик[1][1]обязан верить ему на слово. Достаточно бродяге поставить на майдан кирпич илисобственный кулак - и майданщик должен дать ему кредит в полтора рублясеребром. Играет бродяга под честное воровское слово, а за словом этим бродягане постоит, легко его дает, но далеко не всегда исполняет. Слово бродяги толькотогда твердо, когда он дает его другому бродяге. Раз в месяц майданщик меняется,и все долги, которые он не успел получить с проигравших, списываются. Таковзакон. Но если на майдан садится бродяга, этот закон отменяется, все обязаныдолги ему вернуть неукоснительно.

(Следуетотметить, что со временем условия игры в карты очень сильно ужесточились итеперь карточный долг подлежал своевременной выплате - долг чести арестанта. Невыплативший вовремя долг заслуживал сурового наказания и объявлялсянесостоятельным человеком. В соответствии с кодексом чести арестанта поприговору он переводился в разряд "динамы", т.е. становился самымотвергнутым среди отвергнутых тюремной элитой. Всем обитателям камерыпредписывалось относиться к нему как к бездомной собаке. Отныне место ему длясна отводилось у порога камеры, рядом с парашей, и это несмотря на то, что нанарах имелись свободные места. Любому из сокамерников разрешалось егобеспричинно ударить, плюнуть ему в лицо, пищу, отнять приглянувшуюся вещь. Всеработы по поддержанию чистоты в камере становились обязанностью"динамы").

Воровствоу товарищей дело предосудительное, но бродяга может смело воровать у майданщикавино. В этом никто не находит ничего позорного, потому что откупщик питейногомайдана не пользуется ничьим расположением, как стяжатель. Всякий более илименее значительный выигрыш сопровождается попойкой, ни один праздничный деньбез нее не обходится. Сколько не существует постановлений, чтобы арестанты неимели при себе денег и документов, не употребляли водки, не играли в карты и неимели сношений с женщинами - все эти постановления остаются без действия.Появление в тюрьмах водки и других запрещенных вещей обеспечиваетсяподкупностью сторожей.

Всякийновичок поступает в острог и в тюремную общину обязан внести известноеколичество денег, так называемого влазного. Это повелось с незапамятных времен,с самого появления тюрем.

Вообщеже, всякий неопытный, поступая в тюрьму, делается предметом притеснений инасмешек. Если у него заметят деньги, то стараются их возможно больше выманить.Если он доверчив и простосердечен, его спешат запугать всякими страхами,уничтожить в нем личное самолюбие. Доведя его до желаемой грани, помещаютобыкновенно в разряд чернорабочих, то есть станут употреблять на побегушках,определяют в сторожа карточного и винного майданов, заставляют выносить парашуили чистить отхожие места.

Слабыесдаются, твердые начинают вдумываться и кончают тем, что обращаются за советомк бывалым людям, к законникам. Около законников новичок в скором временистановится тем, кем он должен быть, то есть - арестантом. Потом вновьпоступивший уже без руководства и объяснений понимает весь внутренний смыслтюремного быта на практике, и через какое-то время он - полноправный член этойобщины.

Арестантынеохотно и очень редко рассказывают о своих похождениях, о злодействах уженикогда. Не привыкая хвастаться своими преступлениями, арестанты все-таки сбольшим уважением относятся к тому из бродяг, который попробовал уже и кнут иплети, стало быть, повинен в сильном уголовном преступлении.

Иерархия сложившаяся к началу ХХ века.

Вдореволюционных тюрьмах и на каторге к началу ХХ века сложилась довольнострогая иерархия среди заключенных. Власть в тюрьме принадлежала тюремным"иванам"[2][2]- ее аристократам, сторожилам. От их воли напрямую зависела судьба каждоготюремного сидельца. Заслужить высший титул можно было только преданностью своейпрофессиии, многократным отсидкам. "Иван" ловок, зачастую умеетувертываться от всякой кары. С ним считается тюремное начальство. Он -властелин тюремного мира, и только ему принадлежит право распоряжаться жизнью исмертью сидельцев.

Второесословие - "храпы". Эти всегда и всем возмущаются, все признаютнеправильным, незаконным и несправдливым как со стороны администрации, так и состороны сотоварищей От них главным образом исходят всякие слухи и сплетни Ничтотак не умиляет их, как какой-нибудь конфликт в тюрьме Чаще всего они их изатевают, но при этом сами уходят в тень Многие из них сами хотели бы быть"иванами", но у них не хватает для этого необходимых личных качеств.

Третьесословие - "жиганы". Мошенники, насильники, проигравшиеся в карты ит.д.

Четвертоесословие - "шпанка". У них в тюрьме не было никаких прав, одниобязанности. Они вечно голодные и гонимые. Их обкрадывали голодные жиганы, ихзапугивали и обирали храпы. Случайно попавшие в тюрьму, они были не способны кобъединению, а отсюда и соответствующее к ним отношение.

Втюрьме каждый заключенный, вне зависимости от сословной принадлежности, долженсоблюдать "правила - заповеди арестантской жизни", традиции, обычаи,нормы поведения. Любая измена этим правилам влекла за собой кару. Кто"засыпал" товарищей по делу, всех "язычников" (доносчиков)ожидала неминуемая смерть. Избежать возмездия мало кому удавалось."Записки", указывающие на изменника, направлялись по всем тюрьмам отКиева до Владивостока и требовали от находившихся там воровских авторитетов приобнаружении изменника "прикрыть" его дело. Отступника следовало нетолько зарезать, но и обязательно провернуть нож в ране.

Двадцатые годы.

Поисследованиям доктора юридических наук Станислава Кузьмина, в ходе революции ив последующие годы уголовный мир растворился среди преступников новой формации:спекулянтов, бандитов, контрреволюционеров и т.д. Кражи, хищения, спекуляция,грабежи вросли в повседневный быт граждан. Стала стираться грань междуворами-профессионалами и обывателями. Старые тюремные сидельцы, как их называли- иваны, вдруг обнаружили, что воровство перестало быть только их профессией.«Новые» жиганы[3][3]на первых порах где хитростью, а где силой сумели подмять под себя"старых" воровских авторитетов., число которых заметно поредело всвязи с активной деятельностью чрезвычаек, пускавших в расход воровскихавторитетов, не вдаваясь в прошлые их "заслуги". "Новые"оказались во главе большинства преступных банд и группировок , где стализадавать тон на свободе и в местах тюремного заключения.

Обычаии правила преступного мира жиганы усвоили быстро и вдобавок к этому обогатилистарые традиции новыми идеями. Свою деятельность они преподносили как выражениенесогласия и протест против власти совдепии. За жиганами прочно закрепилосьназвание "идейные". Нэп двадцатых годов оживил частную торговлю и предпринимательскуюдеятельность, появились богатые и нищие. Для новоявленных богачей открывалисьшикарные рестораны, казино, расцветала проституция, сутенерство и т.д.

Вотличие от нынешнего времени, владельцев ценностей при нэпе не было нужды"вычислять", все они были на виду, успевай только чистить их кошелкии квартиры. Поскольку многие наживали свой капитал нечестным путем, то толькоединицы из ограбленных решались обращаться за помощью в милицию.

"Идейные"насаждали свои нормы поведения в преступных сообществах, вовлекали в шайкиновых членов, а за уклонение от установленных ими правил карали смертью.Авторитеты старого преступного мира, хорошо знавшие друг друга, приняли решениедать бой "идейным", добиться победы и восстановить свои позиции.Началось перераспределение власти. Если на свободе "идейные" все ещеправили бал, то в лагерях их опору - шпану - прибрали к рукам потомственныеарестанты - иваны, паханы. К ним повсюду возвращалась безраздельная власть.