Смекни!
smekni.com

Сон, сновидения, гипноз (стр. 5 из 5)

Некоторые методики проведения гипноза сочетают в себе воздействие двух или более таких групп (например, шумы и поглаживания, словесное внушение и музыка ). Раскрытые пальцы и протянутые руки гипнотизера, которые гипнотизируемый фиксирует взглядом, иногда действуют гораздо сильнее постоянного индифферентного раздражителя. Они являются тем жестом, который “поражает”, как бы воплощая в себе силу воздействия гипнотизера.

Не только жест, но уже само появление гипнотизера, которого знают и ждут, действовать как раздражитель, относящийся к первой группе. В лечебной практике был такой случай: в клинику обратился пациент с параличом левой ноги и потерей в ней чувствительности в форме длинного чулка. Он не чувствовал уколов, при укалывании иглой в ноге отсутствовало кровотечение. В средневековой Европе подобное явление считалось верным признаком вселения дьявола. Сегодня известно, что это признак истерического невроза. После успешного сеанса гипноза больной освободился от паралича и чувствительность ноги восстановилась. Он благодарил, но попросил по возможности не входить к нему в палату, потому что ему становится страшно и он цепенеет. Позже он говорил больным, что по его мнению, это лечение связано с дьявольскими силами. Подобный эффект в практике гипноза не является редкостью. Известность психотерапевта и ожидание (готовность, внушаемость) пациента создают благоприятные условия для гипнотического сеанса.

Внушаемость можно усилить, если сеанс проводить во время сна. Во время сеанса тихим голосом, который затем постепенно усиливается, произносятся слова внушения. Вероятно, в древности этот способ внушения использовался во время сна в храме.

Некоторые психотерапевты применяют снотворные средства, дают их испытуемым перед сеансом, чтобы облегчить процесс засыпания и внушения. Известно, что сонный человек более восприимчив к внушению. Однако этот прием невольно вызывает сомнения в способностях гипнотизера.

В восточных религиях широко используются ароматические палочки, которые, медленно сгорая, источают приятный запах ароматических смол (напоминает кадило в православных церковных ритуалах ). Это один из способов создания фонового настроения. Известно, что центр в коре головного мозга, “отвечающий” за различение запахов, является частью лимбической системы, связанной с настроениями и эмоциями. Поэтому не случайно хорошие духи способны создать особую обстановку, поднимать настроение. Более того, этот более-менее постоянный легкий раздражитель одного из анализаторов (способ, используемый при применении второй методики введения в гипноз), как и некоторые другие ароматические соединения, может оказывать химико-медикаментозное воздействие со снотворным эффектом.

В международном журнале экспериментального и клинического гипноза, издаваемом в Филадельфии, описан способ введения в состояние гипноза с помощью использования гипервентиляции (глубокого дыхания). Изменение парциального давления СО в крови, которое появляется через 3-5 минут после интенсивного дыхания, сопровождается изменением возбудимости нервной системы, и это облегчает процесс гипнотизирования.

После введения в состояние гипноза начинается лечебное внушение с целью устранения определенных симптомов и переживаний и улучшения самочувствия. В свое время профессор Чолаков создал так называемый метод гипнотического транса пациенту предлагалось вновь пережить события, которые послужили причиной его болезни. По существу этот процесс представляет собой гипнотически заданную исповедь. Хорошо известно, что неоднократно пережитое событие постепенно теряет свою яркость, в то время как подавленное, неотреагированное, эту яркость сохраняет. В таком случае действует психологический механизм успокоения, вызываемый душевным откровением. Аналогичное воздействие оказывает и церковная исповедь. Хотя согласие больного на такую процедуру предварительно берется, многие из больных говорят об интимной сфере более подробно, чем они это предполагали. В результате их психика травмируется еще больше. Поэтому к подобным сеансам следует прибегать лишь в крайних случаях.

Что же представляет собой механизм, который позволяет гипнотизеру внушить пациенту гипнотический сон, а затем особые действия, ощущения или переживания. Венский врач Месмер (1734-1815), увлекавшийся модными в то время исследованиями магнетизма, в своей диссертации сформулировал понятие “животный магнетизм”, с помощью которого можно якобы изменять состояние организма. Несмотря на то что подобной силы не существует, популярность Месмера, убедительность его данных, отличное владение техникой гипноза обеспечили ему огромный успех в качестве психотерапевта. Он использовал методику второй группы, например металлический шарик, выступающий как маятник, или крутящийся перед глазами больного диск.

Знаменитый парижский психиатр и невропатолог Шарко (1825-1893), работавший в больнице Сальпетриер, рассматривал гипноз как патологическое явление у людей, склонных к истерии. Истерия является одним из видов невроза, при котором больные или впадают в состояние, подобное гипнотическому трансу, или получают параличи, или у них нарушается функция органов чувств - все это является результатом самовнушения и может быть вылечено в течение одного сеанса психотерапии. Шарпо был прав, утверждая, что гипнозу легче поддаются истерики, что между истерическими и гипнотическими проявлениями много общего. Действительно, есть много здоровых людей, которых трудно ввести в состояние гипноза, а то и вообще невозможно это сделать в обычных условиях. И все же отсутствие внушаемости не патологическое явление. Известны случаи, когда в неожиданных ситуациях человек становится “как загипнотизированный”. Например, ребенок учится ездить на велосипеде и вдруг неожиданно оказывается перед каким-то препятствием, и, вместо того чтобы его обогнуть, он смотрит на препятствие и едет прямо на него. Такое “оцепенение” в опасных ситуациях наступает у взрослых. Оно аналогично акинезии у животных и должно считаться нормальным явлением.

Уже была упомянута идея И. П. Павлова о том, что гипноз - это разлитое запредельное торможение коры головного мозга вследствие сильного раздражителя. Отсюда сходство гипнотического сна с нормальным сном, при котором также имеется разлитое торможение. Торможение наблюдается и в случаях гипноза животных. И. П. Павлов в своих экспериментах показал, что слабые и повторяющиеся индифферентные раздражители через определенное время также приводят к торможению и засыпанию. Классическим примером этого служат студенты, дремлющие во время скучной и монотонной лекции. Словесное внушение расслабления и сна также связано с торможением, при этом остаются зоны повышенной возбудимости, воспринимающие голос и приказы гипнотизера.

Объяснения, данные И. П. Павловым, открыли дорогу к научному изучению гипноза. Не нужна никакая энергия “особого вида” и обмен этой энергией между гипнотизером и гипнотизируемым. Все дело в соотношении процессов возбуждения и торможения. Изучая фазы сна, И. П. Павлов открыл, что в так называемой уравнительной фазе засыпания, но еще не глубокого сна, легкие и сильные раздражители действуют одинаково эффективно. Во время “парадоксальной” фазы сна слабые раздражители (например, слова) действуют сильнее, а сильные (например, боль) - слабее. Это объясняет, почему слова, произнесенные шепотом, оказывают такой сильный эффект на гипнотизируемого.

Наблюдение показывают, что с помощью гипноза можно изменять ряд вегетативных функций, таких, как частота пульса, величина артериального давления и т. д. Японские ученые показали, что гипноз может влиять на аллергию. Имеются факты, когда под действием гипноза исчезали болевые ощущения. Во время массового гипнотического транса в некоторых религиозных сектах часть верующих наносит сама себе раны, не испытывая при этом боли. В современной медицине гипноз используется для обезболивания пациентов, не переносящих наркоза. Последователи йоги с помощью самогипноза могут привести себя в состояние vita minima (минимальной жизни), при котором частота дыхания составляет один раз в одну или несколько минут, понижен обмен веществ, температуры тела становится намного ниже жизненной нормы.

Список литературы

1. Л.Л. Васильев “Таинственные явления человеческой психики”, 1984 г.

2. Максуэлл Мольц “Я - это я или как стать счастливым”, 1994 г.

3. В. Рожнов, М. Рожнова “Гипноз от древности до наших дней”, 1987 г.

4. С. Байкушев “Серьезно о сверхъестественном”, 1991 г.

5. В. Мезенцев “Энциклопедия Чудес”, 1989 г.