Смекни!
smekni.com

Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит? (стр. 1 из 3)

Новый кубик Рубика или ручной монстр, который нас погубит?

Реферат

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический Университет

Кафедра социологии

Санкт-Петербург

1998

Введение

Все чаще и чаще нам приходится сталкиваться с кибержизнью. Под этим термином понимают всяческие программно-аппаратные продукты, призванные эмулировать живые организмы различной степени сложности.

Многие слышали термин - искусственный разум. Теперь это явление даже нельзя назвать фантастикой. Так, приложение искусственного интеллекта...

И вот появились Тамаготти, даже интеллектом не обладающие, и поставили на уши весь "цивилизованный" мир. По крайней мере, ходят слухи, что из-за него кончают жизнь самоубийством, впадают в депрессии и в конфликт с законом. Джинн выпущен из бутылки, и теперь поздно просчитывать социальные потрясения, которые эта игрушка принесет в мир. Добро это или Зло, но дети, играющие с электронной "тварью человеческой", верят, что она живая, и относятся к ней соответственно.

И, уж конечно, это новая ступень в развитии цивилизации. Ученые-футурологи давно обещали нам что-то подобное, предупреждая, что развитие биологических организмов когда-нибудь сменится эволюцией организмов виртуальных.

И ведь вот что удивительно - распознавание человеческой речи и машины, играющие в шахматы на уровне гроссмейстера, были приняты как должное, а безделушка не более сложная, чем электронные часы, сразу была признана живой. Человечество создало искусственную жизнь! По крайней мере, успешно вообразило себя в роли Создателя.

Как мы примем искусственных людей? А принимать их в свое общество придется, поскольку не так уж много осталось на Земле мест, где можно укрыться от цивилизации и ее порождений. И генная инженерия, и кибернетический мозг - все это неумолимо приведет к созданию искусственного сознания. Сказания о пришельцах пока не сбылись, но контакт с чужаками уже выглядит довольно реально.

Что перед этим Интернет - он всего лишь изменил уровень человеческого общения. А можно ли будет назвать человеческим разум, созданный человеком? Теперешние дети примут его пришествие так же естественно, как приняли виртуальных животных Тамаготти и полуразумных норнов из игры Creatures. Только не мы будем заботиться о них, а они позаботятся о нас - если захотят. Ведь они будут гораздо умнее и сильнее нас, лишенные наших недостатков - бренного тела и сентиментальной души.

Так что же такое Тамаготти? Игрушка, которая выйдет из моды через десять лет? Чудовище, которое погубит род человеческий? Сверхразум, для которого вершины человеческой мысли будут лишь первыми ступенями на пути к бесконечной мудрости? Человечество уже полвека беззаботно гуляет по краю пропасти, проходя между ядерной зимой и парниковым летом прямиком к кибернетической осени. Интересно лишь узнать, каким именно образом оно себя погубит, какая из игрушек сделает это первой...

Как все начиналось

Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спросом (и не только у нас!) пользовались наши отечественные электронные игрушки на жидких кристаллах: такие как "Hу погоди!", "Веселый повар", "Космический мост" и другие. Подобные игры, как отмечали сами производители, предназначались для детей в возрасте от 7 до 16 лет и призваны были развивать у их обладателей внимание, быстроту реакции и, конечно же, логическое мышление. Вся прелесть заключалась в том, что, кроме основного изображения, такие игрушки были оснащены хоть и примитивной, но все же музыкой, совмещая в себе кроме непосредственной игры и часы, и будильник.

Время шло, и чуть позже на наших прилавках стали появляться зарубежные "хитовые игры" в карманном варианте. Разновидностей их было огромное количество, но наиболее популярными оказались различные варианты игры Tetris. Эти игры опережали своих предшественников не только по широкому возрастному диапазону своего использования, но прежде всего своей направленностью на развитие практического наглядно-действенного мышления. Да и функций у них появилось гораздо больше: возможность выбора сложности уровня, увеличение числа функциональных клавиш, а также возможность использования одного экрана для трех, а то и гораздо большего числа игр. Чего еще желать надобно?..

Да только вот время не стоит на месте, а вместе с ним идет развитие человека, его интеллекта, многовековыми плодами которого мы пользуемся и по сей день. И вот не так давно, где-то в середине 1997 года, на прилавках наших коммерческих киосков, магазинов и частных фирм появилось новое развлечение от японской фирмы-производителя BANDAI - игра-брелок Tamagotchi. Не игрушка, а просто чудо какое-то.

Тамаготти, или как ее еще нарекли наши реализаторы и пользователи - Тамаготтик или даже Тамагоша, действительно вобрала в себя ряд преимуществ ее предшественников да парочку-другую от себя добавила. Прежде всего это и оригинальный дизайн как содержания, так и внешнего вида, и оригинальный подход ее использования. Эти электронные игрушки (исполненные, кстати говоря, в виде брелка-яйца) призваны помочь тем представителям человечества, которые страстно желают иметь домашнего любимца, но по какой-либо причине не могут себе этого позволить.

Разные источники сообщают, что в Японии только за полгода продано более 14 млн игрушек, в Штатах - 10 млн (не считая пиратских подделок). Спрос не удовлетворен. В стабильном "обществе потребления" неудовлетворенные потребители выстраиваются в тысячные очереди или идут на черный рынок переплачивать.

При себестоимости в несколько долларов, цена Тамагочи в розницу достигала 130 $. Теперь есть даже Тамагочи-преступность! Причем отнюдь не виртуальная.

“Повальное увлечение среди Японской молодежи электронными домашними животными "Tamagotchi" компании Bandai сделало эту игру столь же популярной, как кроссовки Nike "AirMax". Полиция сообщила о задержке в пятницу четырех подростков за воровство "Tamagotchi" у такого же студента. Инцидент произошел в Токио и заключался в издевательствах над студентом и грабеже. Добычей грабителей стал брелок "Tamagotchi". Невозможность свободно купить брелок и спекуляция в переходах при ценах, превышающих розничную в 20-30 раз сделала эти изделия чрезвычайно престижным символом положения в обществе и,очевидно, ведет многих к воровству. Инциденты такого типа ранее происходили с невероятно популярными кроссовками Nike "AirMax"... Согласно отчетам, полиция использовала несколько патрульных автомобилей и вертолет. Всем пойманным преступникам по 14 лет.”[1][1]

“Токио. К рассвету пятницы очередь из почти 2000 людей протянулась через торговый район Ginza. Сотни из них провели ночь под открытым небом на зимнем холодном тротуаре. Когда Вы очень хотите цыпленка, вы многое способны вынести... Было бы очень просто расценить “Tamagotchi”, как специфическую японскую причуду. Но американские предприниматели и компании очень бдительны. Транзисторные приемники, Nintendo, Sony Walkman, тоже сначала считались причудами...”[2][2]

Нет ничего удивительного в том, что игрушка приобрела в Японии шумный успех - квартиры японцев крайне невелики. Кроме того, имеется даже закон, предусматривающий штраф за содержание домашних животных в многоквартирных домах. Содержание, например, живой собаки обходится местному горожанину в шесть тысяч американских долларов в год с учетом всяких налогов да ветеринаров. Вот и мелькнула у них там японская мысль: а почему бы не сделать более дешевую - электронную собаку? Это поистине восточная, японская мудрость. Психологически это было очень точное попадание. Тамаготти дешевле и всегда под рукой. Их сразу прозвали "виртуальными домашними животными" (virtual pets) и полюбили, как живых. Однако, как это часто бывает, вслед за Японией тамаготтимания охватила весь мир. Эпидемия Тамаготти охватила всю Азию, серьезно потрепала Америку, Англию и Германию.

Жертвами ее стали дети, а также юные представительницы прекрасной половины человечества, главным образом - старшеклассницы и студентки. Теперь дети таскают свои Тамаготти в школу, а взрослые - на работу. Как собачники обсуждают своих собак, а молодые мамочки говорят только о своих младенцах, так владельцы Тамаготти делятся опытом выращивания виртуальных животных. Сколько он уже прожил. Сколько весит. Как лучше кормить. Как лечить. Что он уже умеет. Хорошо ли спит ночью. В мире (в том числе и в России) создаются клубы любителей виртуальной живности, члены которого делятся друг с другом опытом. Игрушка вызывает привыкание, и одержимый (а чаще - одержимая) начинает в самый неподходящий момент (например, на лекции) извлекать своего любимца на свет божий с целью проверить, не случилось ли с ним чего. В связи с этим несколько стран остановили импорт Тамаготти, а многие крупные университеты запретили проносить их на свою территорию.

Однако такая ситуация не уникальна - в свое время то же происходило и с тетрисом. Между тем, Тамаготти - продукт все же особенный и имеет свой, не похожий на другие, психологический побочный эффект.

Суть споров вокруг виртуальных существ касаются как раз этого: достоин ли неодушевленный предмет, приведенный в движение компьютером, права иметь свою судьбу, вызывая искреннюю привязанность человека. "Видеоигра должна подражать реальности, а не заменять ее. Иначе последствия могут быть непредсказуемыми", - считают одни. "Реальный и виртуальный миры не существуют по отдельности", - формулируют другие.

Содержательная сторона Тамаготти

В чем же замысел этой неординарной игрушки? Тамаготти - это существо, за которым надо ухаживать, а именно: кормить, поить, играть. Средой обитания Тамаготти является внутренность вышеупомянутого яйца, видеть же его мы можем посредством небольшого LCD-дисплея. Сам Тамаготти выглядит довольно примитивно. И его реакция символична, как иконки в Windows. Вроде толком ни на что не похоже, но все понятно. Сам уход представляет собой своевременное нажатие соответствующих кнопок. В общем, смоделированы все "основные инстинкты", характерные, скажем, для какого-нибудь примитивного домашнего животного типа хомячка.