Смекни!
smekni.com

Личность человека в компьютеризированном мире (стр. 3 из 5)

Другая возможная причина отклонений в эмоциональной сфере геймеров - субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу психологической зависимости[25]. Речь идет о своего рода когнитивном диссонансе - противоречии между представлениями человека о "нормальной", социально одобряемой жизни, и самой жизнью игрока. Иными словами геймер, со своей практически постоянной потребностью в уходе в виртуальную реальность, находится в ситуации противоречия самому себе: с одной, иррациональной, стороны его "тянет" играть, с другой, рациональной, стороны он понимает, что делает это в ущерб каким-то полезным делам, которые мог бы сделать в это время. В конечном счете желание игры выигрывает в борьбе с "суперэго", но игра не приносит желаемого удовлетворения - положительные эмоции заканчиваются вместе с выходом из виртуального мира игры, как только выясняется, что "утром идти на лекции, а я всю ночь проиграл", "жена просила убраться в квартире, а я играл круглые сутки"….. В этой связи необходимо сказать и о постоянной "борьбе", которую ведут большинство геймеров в силу своей неформальности: скандалы с родственниками, стычки с начальством, непонимание со стороны окружающих. В совокупности с переживаниями из-за потерянного времени и упущенных возможностей это образует мощный источник отрицательных эмоций.

Из выше сказанного можно выявить три возможные причины психических отклонений у компьютерных игроков:

1. Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.

2. Субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.

3. Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального".

Таким образом человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, каждый виток которой усиливает дезадаптацию и тревожность, что создает еще более сильную потребность в игре, а это, в свою очередь, усиливает зависимость

Тревожность и зависимость - это не только причина и следствие длительного и регулярного нахождения в виртуальности, но такая личностная характеристика, которая является своего рода катализатором формирования и усиления психологической зависимости человека от компьютерных игр. Также как и каждая болезнь “зависимость от компьютерных игрушек” имеет свои симптомы. Основных симптомов 10.[26]

1. Ежедневно, без пропусков, играете на компьютере.

2. После начала игры теряете чувство времени.

3. Не хочется оставлять игру незавершенной.

4. Едите без отрыва от монитора.

5. Не признаете, что слишком много времени проводите за игрой на компьютере.

6. Окружающие начинают упрекать в том, что вы проводите много времени у монитора.

7. Не прекращаете игру, когда достигнут какой-то уровень сложности, идете дальше.

8. Сравниваете свои результаты со старыми и гордитесь этим, сообщаете об этом всем, кому только можно.

9. Играете вместо посещения занятий, в разгар работы.

10. Как только члены семьи уходят из дома, бросаетесь к компьютеру и с чувством облегчения начинаете играть.

Есть в компьютерных играх то, что трудно выразить словами, но легко ощутить телом. Это простое и полное радостной энергии состояние, когда знаешь тайный смысл происходящего без всяких объяснений. Не смотря на множество примеров и подтверждений существование психологической зависимости от компьютерных игр все еще вызывает сомнения у многих людей, увлекающихся компьютерными играми. Однако бесспорен тот факт, что количество людей, увлекающихся нахождением в виртуальной реальности на сегодняшний день достаточно велико. На самом деле, с точки зрения изучения влияния компьютера на личность человека, в большей степени нас интересует именно длительное и регулярное нахождение в виртуальном мире компьютерных игр, нежели психологическая зависимость от них. Гораздо больше людей, которые увлекаются нахождением в виртуальной реальности; психологическая зависимость находится у них на стадии формирования или угасания и не так ярко выражена. Именно “виртуальность” привлекает и будет привлекать человека: чем больше интерактивна она будет тем большая зависимость будет повяться у человека. По этому на мой взгляд на первом месте из всех “компьютерных” зависимостей является “интернет-зависимость” (интернет-наркомания), явление которое довольно трудно описать словами, трудно определить ту грань, когда “одной ногой вы еще в этом мире, а другой в мире интернет”. Тем не менее мой реферат был бы не полным если не затронуть данную проблему.

“Жители” интернета

"Известно ли тебе, что телефонный счет за прошлый месяц превысил 450 долларов?" - пилит меня жена наипротивнейшим голосом, как глупого ребенка.

- "Это больше, чем два месячных взноса за этот твой компьютер!" - продолжает она, переходя на визг.

"Признаюсь! Признаюсь!" - всхлипываю я. - "Я просто раб модема. Я повязан с моим модемом! Наверное, мне надо вступить в Анонимные Модемики, пока я не продал душу телефонной компании." [29]

Данную часть мне хочется начать с разговора который состоялся между мной и одним моим старым знакомым с многолетним опытом нахождения в виртуальной реальности.

Привожу его сокращенный вариант:

Я 18.12.20 23:21 Слушай, у меня к тебе есть вопрос: как по твоему компьютер влияет на личность человека?

Знакомый 18.12.20 23:22 разлагает…

Я 18.12.20 23:22 Ну а конкретнее - в чем именно.

Знакомый 18.12.20 23:24 Да шучу

Но образ мышления меняет

Отчасти меняет представление о ценностях и нравственные категории

Но в чем-то есть и плюсы...

Я 18.12.20 23:25 А на тебя как влияет комп?

Знакомый 18.12.20 23:29 Сложно сказать

Просто мое место в жизни, все что я из себя представляю, связанно именно с ним, моя профессия и хобби...

Хорошо еще что у меня есть интересы еще и в стороне от него... :-)

Я 18.12.20 23:31 Ну а если отбросить работу? Ведь если бы, ты щас работал не связанно с компьютерами, то как бы себя чувствовал?

Знакомый 18.12.20 23:32 Я неплохой автослесарь, и это тоже отчасти мое хобби, так что без компа я думаю прожил бы

Я 18.12.20 23:34 Ну а вот ты ведь раньше, когда в …. работал в нем постоянно сидел - зависимости нет сейчас?

Ведь у многих интернет - это вся жизнь. Он - наркотик?

Знакомый 18.12.20 23:35 Наркотик не ком и не инет, зависимость от потока информации, своеобразная, потом начинаешь понимать что есть и другие ценности в жизни - секс, книги, музыка...

Я 18.12.20 23:38 Но тем не менее ты ведь сейчас в инете, а не с девчонкой, и я тоже. Думаю если бы они даже и были - то мы все равно бы тут сидели, а не с ними....С какой целью ты выходишь в инет? Чтобы найти информацию по работе или пообщаться, потому что этого требует душа?

Знакомый 18.12.20 23:40 Я в инете ради общения, ты, думаю тоже Потому как что нам двум старым интернетчикам тут искать?

Я 18.12.20 23:42 А как по твоему, почему интернет сейчас равноценен наркотической зависимости у подростков?

Знакомый 18.12.20 23:44 Альтернатива ему есть на твой взгляд?

Я 18.12.20 23:48 ну а что ты чувствовал когда там сидел?

Знакомый 18.12.20 23:48 Финиш просто был... Не знаю, это все равно что любовь описывать :-)

Обычно все начинается с простого: человек первый раз вошел в интернет, ему хочется узнать что там можно найти, что это вообще такое. Появляется интерес ко всему, что там происходит – жажда информации наталкивает на новые и новые сайты, чаты и т.д. Далее человек узнает, что по интернет – это не только “книжка с картинками”. В любое время в нем находятся миллионы людей, а интернет является как бы подмиром – альтернативой. Вы можете участвовать в нем и влиять на него. Таким образом примерно у четверти зависимость появилась после полугода общения с компьютером, у половины через год. Каждый "подсаживается" на свое. Многие "зависают" в чатах и часами болтают ни о чем с виртуальными собеседниками. Особенной популярностью пользуются графические чаты, где каждый участник представлен на экране неким виртуальным персонажем. Другие "подсаживаются" на порносайты. Один тот факт, что чуть ли не 90 процентов сети оккупировано секс-индустрией, говорит сам за себя. А многие “ловят кайф”, занимаясь Интернет-серфингом - просто перескакивая с одного сайта на другой. На первом этапе человек начинает уделять своему увлечению все больше времени. Далее возникает желание погрузиться в виртуальный мир. И если этого не происходит, у человека появляется чувство дискомфорта (ощущение чего-то не сделанного. Данное ощущение можно сравинть с ощущением когда ложитесь спать и тут вдруг вспоминаете, что не выключен газ на плите или не закрыта дверь. Состояние проходит как только “недоделанное дело” завершается. В “интернет зависимости” аналогом может служить нереализованная попытка проверки электронной почты или просмотра сайта), агрессивность к окружающим (пример тому: родители волнуются, что уже 2 часа ночи, а их ребенок не ложиться спать – они пытаются его заставить выключить наконец компьютер и лечь спать, но ребенок не может заснуть так как он не успел проверить почту, не успел посмотреть все сайты и т.д. Возникает конфликт). На следующем этапе процесс приобретает необратимый характер, возникает зависимость уже с целым набором психовегетативных симптомов. Компьютерная белая горячка, конечно, еще не описана, но человек теряет способность к концентрации внимания, падает работоспособность, нарушается сон, аппетит, рушатся контакты с близкими. Особенно легко "подсаживаются" на Интеренет подростки (по собственному опыту общения основная масса “интернет-путешественников” страдающих данной зависимостью, колеблется в рамках 15-23 лет). Многие старшеклассники отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. При этом как-то насильно ограничивать время пребывания больного в интернете бесполезно. Как наркоман всегда найдет где раздобыть дозу, так интернет-зависимый отыщет способ выйти в сеть. Возникает постоянное желание “быть в сети”. Модем не выключается часами и при любом удобном случае человек хочет зайти в интернет, даже если ему там не нужно ничего найти, то никогда нельзя упустить шанс проверить почту (вдруг кто-то написал письмо) или посмотреть кто на данный момент обитает в ICQ. Далее - досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечених. Затем наступает черед навязчивых размышлений об Интернете в периоды отключения от него и готовность тратить на обеспечение работы в сети все больше и больше денег. Последние стадии сводятся к готовности лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы с сетевым компьютером, к склонности забывать при этом о обязанностях и важных встречах, даже пренебрегая карьерой. В конечном же счете "электронный пациент" начинает мириться с потерей друзей и разрушением семьи, что может закончиться смертью от истощения и суицидом. Также были отмечены ("Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders" (DSM-V)) смертельные исходы от хронического недосыпания и стрессы, заканчивавшиеся самоубийством. К счастью такая стадия развития интернет зависимости не велика. Американские психологи оценивают общее число интернет-зависимых как от 1 до 5% пользователей Сети [26]. Тем не менее людей с более легкой стадией данного психологического заболевания гораздо больше. Примерно 30% моих знакомых имеют зависимость от интернета. К счастью легкие стадии крайне редко переходят в тяжелые и как правило со временем проходят (достаточно обзавестись семьей). Но когда человек только что “заразился” интернетом “вытащить” его из-за компьютера очень сложно. Наверное больше всего затягивает человека общение с себе подобными – чаты и ICQ. Не найдя поддержки или натолкнувшись на непонимание (зачастую большинство людей не придает значение “виртуальности” – им не интересно часами выслушивать рассказы о компьютерах) со стороны окружающих человек находит поддержку в сети. Если здесь еще и вспомнить любовь к компьютерам в целом – очень часто люди не имеющие четкого представления о компьютерах, но страсно желающих уметь пользоваться и фанатично относящиеся ко всему что связано с компьютерами – желают быть “компьютерщиками”. Именно “компьютерщиками” (так они называют профессию) т.е. теми, кто по их мнению “знает компьютер”. Но что значит знать компьютер? Нет такого человека который бы знал все! Таких людей называют – чайниками, а тех чайников кто уже что-то выучил и думает, что приближается к тому, чтобы быть “компьютерщиком” - лаймером (по всей видимости от ан. Слова lame – хромой, увеченный). Подсознательно такие люди понимают, что не способны знать “все”, а учитывая что они пытаются “изучить сразу все” – у них не завершается ни одно начатое дело. Но читая все большее и большее информации и понимают возможности компьютера – он становиться для них идолом. Компьютер становиться целью в жизни, порой ценой дружбы, учебы и работы. Именно у таких людей прежде всего развивается интернет зависимость. Разговаривая с другим человеком через компьютер постепенно возникает ассоциация: где общение с человеком, через компьютер становиться общением с компьютером. Вы общаетесь с кем-то кого никогда не видели в глаза – с реальным человеком, а такое впечатление что общение идет с самим компьютером. Рано или поздно грань пропадает (особенно если собеседник приятен в общении) – общении уже идет именно с компьютером, а не с человеком. Он как бы одушевляется. Среди программистов и хакеров “старой школы” существует выражение: “ не одушевляйте компьютеры – они этого не любят”. Именно когда компьютер полностью одушевлен (очень часто “идолу” дается человеческое имя) и является другом – начинается “последняя стадия” интернет-зависимости. Люди погрузившиеся в мир интернета полностью “пропадают” для людей реального мира. Как логическое следствие явилось возникновение и новых видов социумов -"виртуальных обществ". Попадая в одно из этих обществ впервые, человек получает возможность заново воссоздать самого себя. В этих обществах, во всяком случае в их чистом виде, о человеке судят по словам и реакциям на них. Соответственно мнение о человеке формируется на основе общения. В результате этого широко распространилось мнение, что в интернете человек может полностью изменится. Из ягненка превратиться в волка, из шакала в льва. Данное мнение не является верным. Поскольку находясь в интернет-зависимости человек приспосабливается именно к той ситуации в которой он находится – к каждому новому собеседнику по своему, а интернет просто играет роль катализатора. Человек либо строит образ, который лучше его по некоторым параметрам (для того, чтобы было проще договориться о встрече в реальной жизни или зачастую от собственной неуверенности в себе), либо который хуже него (насколько и по каким параметрам в общем случае значения не имеет. Например добрый и скромный парень может представить себя “крутым” бандитом и ругаться нецензурно – реализовывая скрытые желания или “зависть” к “крутым парням”). Кстати, это улучшение или ухудшение может происходить и неосознанно, на подсознательном уровне, как реакция на отделения от общества. Так вот, естественно, этот образ не являет собой нечто отвлеченное и, так как в своей основе имеет личность человека, начинает влиять на самую личность. Можно провести следующую аналогию: дети оказывают влияние (разного уровня) на родителей. Так же само, детище чьей-то личности начинает оказывать влияние на своего родителя! И это влияние прямо зависит от количества времени проводимого под маской этого образа. Возьмем конкретные примеры. Допустим некто улучшил в своем образе некоторое качество. Опять таки осознано или нет, но человек чувствует, что его образ в каком-то параметре лучше его самого и, в большинстве случаев, пытается улучшить свою реальную личность! Такое бывает крайне редко и зачастую все положительные качества перекрываются неспособностью общения в реальном мире и привязанностью к интернету. Очень часто будучи самым обаятельнешим и эрудированным собеседником общаясь по сети – в реальной жизни (на слэнге интернетчиков IRL) человек не может связать и пару слов, а все приобретенные в сети качества мгновенно исчезают. Ведь общаясь по сети нельзя увидеть своего собеседника, а можно только представить – именно к своим представлениям собеседника человек и пытается подстроиться, а стало быть улучшает свои качества ориентируясь на собственное представление, которое, как правило, является ошибочным. (поскольку собеседник тоже представляет по своему образ человека с которым общается и тоже пытается “подстроиться” под него). В случае, когда человек ухудшает какой либо параметр человек должен входя в псевдообраз каждый раз поворачивать некий ключик в своем мозгу. И чем больше человек находится под действием этого псевдообраза, тем больше влияние последнего. И в какой-то момент, после достаточно сильного влияния псевдообраза, начинается произвольное проворачивание этого ключика. И это уже происходит в реальной жизни! Теперь рассмотрим не отдельную личность, а совокупность их, образующую "виртуальное общество". Длительное общение с человеком вызывает естественное желание c ним встретиться лицом к лицу. Так что абсолютно случайные встречи в сети приводят к различным последствиям. Вплоть до замужества (в случае если нет интернет-зависимости). При тяжелых стадиях зависимости от интернета и общения в сети встречи не к чему не приводят: каждый из партнеров видит совсем не то, что представлял + дает знать о себе “замкнутость” человека на самом себе и своем друге-компьютере. Очень часто знакомства просто не удаются из-за того, что каждый говорит только о компьютерах и только о том, что ему интересно. Кроме того, такие виртуальные сообщества зачастую переносят сленговые выражения, применяемые в интернете в реальную жизнь. Например: “инет” (Internet), “аська” (программа icq), “онлайн” (подключение к интернет установлено), “мыло” (электронная почта) и др. Получается, что влияние интернета испытывают не только отдельные личности, но и язык, а значит и вся культура!!