Смекни!
smekni.com

Метод кататимного переживания образов (символдрама) Х.Лейнера (стр. 5 из 6)

Заглянуть во мрак леса.

Лес - темная область земного ландшафта, которую нельзя видеть насквозь и где может скрываться все или ничего. В лесу безмятежно и свободно живут дикие звери; в лесу могут обитать злые и добрые существа, вроде фей, гномов, ведьм, разбойников и т.п. Лес часто внушает нам неопределенный страх.

В глубинной психологии лес является символом бессознательного. Никакой другой мотив основной ступени символдрамы не переживается так противоречиво, как лес. На этот мотив могут проецироваться очень амбивалентные, эмоциональные переживания. Здесь одновременно смешиваются чувства страха и удовольствия.

На основной ступени символдрамы терапевт принципиально удерживает пациента от вхождения в лес. Это относится и к тем случаям, когда пациент хочет туда пойти по собственному побуждению. Опять-таки необходимо помнить о том, что в работе с образами и символами пациент ни в коей мере не может быть для себя все время лучшим советчиком.

На основной ступени задача психотерапевта - сохранение покровительственной позиции и избегание опасных ситуаций. Необходимо следовать старой психотерапевтической рекомендации - не освобождать на сеансе больше бессознательного материала, чем психика пациента сама спонтанно готова открыть. Работа с мотивом опушки леса означает осуществление этой возможности. Здесь речь идет об области бессознательного, которая находится непосредственно на земле, то есть поблизости от сознания.

Представляющиеся символические образы должны выходить из леса на луг, в известной степени из бессознательного на свет сознания. Цель терапии - в том, чтобы путем выхода из леса на луг вывести на свет сознания отщепленные и вытесненные пациентом тенденции. Занимаясь с ними, пациент принимает и признает их. Он описывает их, приближается к ним, позднее, возможно, даже сможет дотрагиваться и гладить их, как обычно поступают с животными. Часто пациенты к этому не готовы. И тогда психотерапевт должен помочь им, применяя специальные режиссерские принципы работы с образами, о которых мы поговорим чуть позднее.

В объяснении символических образов необходимо учитывать два дополняющих друг друга аспекта.

На первом уровне интерпретации образ можно рассматривать в контексте объектных отношений, то есть как воплощение отношений близких людей, т. н. значимых лиц, оказавших особо важное влияние на пациента. При неврозе они могут оказаться недооцененными, непризнанными или появляться в искаженной форме, т.е. так, как они эмоционально переживались ребенком в детстве.

Второй уровень интерпретации образов - субъективный, т.е. образы могут воплощать бессознательные тенденции поведения и установки; иными словами, - аффективные и инстинктивные желания пациента, которые он отщепляет от своего реального поведения. часто пациенты воплощают в образах часть "непрожитой жизни".

5. Режиссерские принципы основной ступени.

Под режиссерскими принципами имеются в виду технические указания, касающиеся обращения с символическими образами. Они практически те же, что и у Стюарта, и они подробно рассмотрены в главе 2.3 "Работа с образами в психологическом консультировании".

Лейнер предлагает для работы на основной ступени символдрамы использовать прежде всего принципы - кормления, насыщения, примирения и принцип нежного объятия. Они выбраны им для исходной работы с символами потому, что их сравнительно легко освоить и они практически не вызывают у пациентов никаких тревожных реакций. Тем не менее, при целенаправленном применении они оказывают терапевтическое воздействие в четко определенных пределах.

Принцип кормления и насыщения дают психотерапевту возможность показать на примере ситуаций с враждебными образами, как следует себя вести в агрессивной или недружелюбной ситуации. При этом следует избегать бегства или враждебных действий ради защиты.

Нападение пациента на враждебный символический образ показывает агрессию, направленную против него самого, вернее, против затрагиваемой при этом части собственного его "Я".

Это подавление собственных напирающих импульсов пациент уже достаточно долго нарабатывал в своем невротическом поведении. Плодотворная психотерапевтическая интеграция происходит аналогично действиям укротителей диких животных. Укротитель пытается расположить и привязать к себе животных. при этом он их кормит прежде всего. Насколько это получится - зависит от вида предлагаемой каждый раз пищи. Например, змее в имагинации можно поставить блюдце молока, а льву лучше предложить миску свеженарезанного мяса.

Предложив пациенту накормить животное, психотерапевт обсуждает с пациентом, какой корм лучше предложить. Цель заключается не в том, чтобы просто "кормить", а в том, чтобы предложить избыток пищи, - ее должно быть значительно больше, чем невротический пациент может себе представить в своей оральной зажатости. момент наступления "пресыщения", когда животное перекормят, имеет большое значение.

Что же происходит потом? Символический образ, как и живое существо, становится по-настоящему сытым и тем самым усталым и ложится отдохнуть. В дальнейшем поведение символического существа изменяется коренным образом. Оно утрачивает свою опасность, становится приветливым и доброжелательным. Пациент уже может приблизиться к нему, и даже прикоснуться или погладить. Принцип кормления и насыщения сам собою переходит в следующий принцип символдрамы - принцип примирения. Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки своего страха, но работать с ним будет уже гораздо проще.

6. Показания и противопоказания для применения методов основой ступени символдрамы.

Плохими прогностическими признаками для основной ступени символдрамы являются следующие клинические моменты и диагнозы:

1) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85;

2) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния;

3) церебрально-органические синдромы;

4) тяжелые депрессивные расстройства;

5) недостаточная мотивация;

6) явно выраженные истерические неврозы;

7) нарциссические синдромы.

Важную роль играет "возраст" симптомов. Если они существуют более 3 лет, прогноз осложнен.

Также нужно, чтобы пациент испытывал определенный гнет страданий. Если его нет, прогноз может быть неблагоприятен. Чем дольше человек выдерживает превратности судьбы без появления симптомов, тем благоприятнее прогноз.

Пассивная выжидательная позиция по отношению к врачу, склонность к вялости, инертности, комфортности уже при первом обследовании или мгновенное, некритическое соглашательство, покорность неблагоприятны.

Симптомы изнеженности и пассивной зависимости, невротическая лживость и склонность к мошенничеству и авантюрам являются признаками "невротической запущенности". Неблагоприятны невротическое нетерпение и педантизм.

Предпосылкой для успешной психотерапии является абсолютная добровольность, при которой на пациента можно перенести часть ответственности за успех лечения. Благоприятно понимание и предвидение у вполне откровенных, привыкших к активной работе пациентов.

Важен уровень образования психотерапевта, его умение и опытность, потому что именно от его установки и искусства ведения, от его клинического и собственного опыта, от чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии по методу символдрамы.

Какими нозологическими заболеваниями можно заниматься по методу символдрамы?

1) нейро- и психовегетативные нарушения и психосоматические заболевания средней тяжести;

2) состояния страха и фобии;

3) депрессивные неврозы;

4) неврозы с преимущественно психической манифестацией (кроме неврозов навязчивых состояний);

5) обусловленные невротическим развитием личности нарушения адаптационной способности;

6) психоневротические нарушения и невротическое развитие личности в детском возрасте;

7) нарушение адаптационной способности в подростковом и юношеском возрасте.

На основной ступени символдрамы следует довольствоваться ограниченными результатами. В особенности это касается лечения нарушений поведения или невротического развития характера во второй половине жизни, т.е. после 45 лет.

7. Стандартные мотивы и психотерапевтические техники средней ступени.

- Представление значимого лица.

Отца, мать, братьев, сестер, начальника, супруга, детей можно представить либо в реальном, либо в символическом облачении. Личное появление таких фигур может вызывать сопротивления, которые смягчаются символическим облачением. Местом встречи могут быть реальные места или луг. Символическое облачение может раскрываться в ландшафтных мотивах ( как это часто бывает спонтанно), в мотиве горы. источника, ручья или в форме деревьев, как отдельно стоящее дерево, как два дерева или в соответствии с тестом трех деревьев. Положение деревьев друг относительно друга точно так же отражает семейную динамику, как и положение в семье животного. Облачение в фигуру животного можно интерпретировать как отцовскую (например, фигура слона) или материнскую (корова) интерпретацию. Поведение животных при попытках пациента приблизиться к ним, прикоснуться и заговорить с ними дает содержательную информацию о бессознательной установке по отношению к ним.

- Мотив для исследования установки на сексуальность (розовый куст/поездка на машине).

При работе с женщинами предлагается поездка на повозке, запряженной лошадьми, или на машине. Тема такова: пациентка идет по пустой дороге в сельской местности и устала. Появляется машина или повозка, она сама останавливается, и водитель (кучер) предлагает подвезти пациентку. Множество различных форм защиты проявляются в искажении ситуации и отражают проблемы, возникающие у пациентки в партнерских отношениях.