Смекни!
smekni.com

Религиозное образование глазами юриста (стр. 2 из 3)

4. На сегодняшний день очевидно, что религиозное образование является не только формой реализации свободы совести и свободы вероисповедания, но также и разновидностью образовательной деятельности религиозных организаций и их последователей. На это обстоятельство указывает, во-первых, сам термин “религиозное образование”, буквальный смысл которого предполагает осуществление образовательной деятельности в сфере религии. Во-вторых, приведенное утверждение имеет нормативное обоснование. В упомянутом Письме Министерства образования одна из форм религиозного образования, а именно обучение религии, рассматривается как “воспитание и преподавание основ вероучения”. Подобная тенденция квалификации религиозного образования в качестве особого вида образовательной деятельности прослеживается и в зарубежном законодательстве. В частности, некоторые конституции зарубежных стран, таких как Греция, Кипр, Германия и Бельгия, хотя и трактуют право на религиозное образование как составной элемент свободы совести, тем не менее помещают статьи о религиозном образовании в разделах, посвященных образовательной системе государства.

Приведенные аргументы позволяют рассматривать религиозное образование как разновидность образовательной деятельности религиозных организаций и их последователей. К сожалению, это обстоятельство не нашло отражение в Законе РФ “Об образовании” (далее-Закон об образовании). Действительно, этот закон не содержит ни одной статьи , более того, в нем нет ни одного слова о религиозном образовании. Лишь в п. 7 ст. 33 Закона кратко определены особенности лицензирования образовательных учреждений религиозных организаций. Однако, сам термин “религиозное образование” в п. 7 ст. 33 Закона отсутствует. Между тем, известно, что действующая редакция закона была утверждена в 1996 г. , то есть в то время, когда вступили в силу Закон СССР “О свободе совести и религиозных организациях” от 01.10.90. и Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий” от 25..12.90. В союзном законе было закреплено право “создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения, а также проводить религиозное обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения .” Закон РСФСР предусматривал возможность преподавания вероучений и религиозного воспитания учащихся государственных школ. Приведенные положения законов были игнорированы авторами новой редакции Закона об образовании. В результате в наши дни мы пожинаем горькие плоды несостыковки законодательства о свободе совести и законодательства об образовании.

Отсутствие норм о религиозном образовании в Законе об образовании является “палкой в колесе” не только для образовательных учреждений и педагогов, но также и для самого Министерства образования. Наилучшим тому примером служит анализируемое Письмо Министерства. В п. А Письма содержится положение о том, что при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии должен быть соблюден 5) ж п. 1 ст. 13 Закона об образовании, согласно которому устав образовательного учреждения содержит сведения о наличии платных образовательных услуг и порядке их предоставления. Таким образом, по смыслу отсылочной нормы Письма, обучение религии представляет собой платную образовательную услугу государственного или муниципального образовательного учреждения. В результате неясно, по какому механизму образовательное учреждение должно предоставлять религиозной организации возможность обучать школьников религии- по предусмотренному в ст. 45 Закона об образовании механизму реализации платных дополнительных образовательных услуг либо по рекомендованному в общих положениях Письма механизму безвозмездного предоставления школьных помещений для проведения занятий по религии. Неразрешенность данной проблемы порождает вопросы о том, может ли школа допустить обучение детей религии в условиях, когда в школьном уставе отсутствует указание об оказании учащимся платных образовательных услуг? Обязаны ли учащиеся платить за обучение религии? Помимо данных, чисто практических вопросов, возникает вопрос концептуальный. Дело в том, что содержащаяся ссылка 5) ж п. 1 ст. 13 Закона об образовании заставляет трактовать обучение религии как такую образовательную услугу, которую предоставляет учащимся государственная школа, а не религиозная организация. В таком случае бремя религиозного образования возлагается на плечи государственной школе, что очевидно нарушает принцип светского характера государственной и муниципальной системы образования, закрепленный в п. 2 ст. 4 Закона о свободе совести и п. 4 ст. 2 Закона об образовании.

На сегодняшний день назрела потребность дополнить Закон об образовании нормами о религиозном образовании. Прежде всего, нужно уточнить некоторые формулировки закона, которые в настоящее время рассматриваются как препоны на пути религиозного образования.

1) В силу п. 5 ст. 1 Закона об образовании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается деятельность организационных структур религиозных организаций. В действительности религиозные организации и их организационные структуры (Московская Патриархия, отделы религиозного образования, приходские советы) вполне легально осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях отдельные виды деятельности, например, образовательную, культурно-просветительскую, благотворительную. Единственный вид деятельности, на который наложено “табу” - это культовая деятельность. Дело в том, что , согласно п. 3 ст. 16 Закона о свободе совести образовательные учреждения не входят в перечень тех организаций, где допускается культовая деятельность. Таким образом в п. 5 ст. 1 Закона об образовании необходимо уточнить , что в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается не любая, а именно культовая деятельность религиозных организаций.

2) Согласно п. 4 ст. 2 Закона об образовании образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях носит светский характер. Данный принцип закреплен также в п. 2 ст. 4 Закона о свободе совести. Иногда ошибочно считают этот принцип конституционным, но это неверно, поскольку в Конституции РФ он отсутствует.

Русская Православная Церковь считает, что закон должен конкретизировать понятие светского характера государственной и муниципальной систем образования. Попытки такой конкретизации уже предприняты, однако не уровне закона. Так, например, в упомянутом Письме Министерства образования указано, что “в данных Министерством образования рекомендациях термин “светский ” интерпретируется как “нецерковный”, “гражданский” и не рассматривается как синоним слов “атеистический”, “антирелигиозный” Такая трактовка термина “светский” взята из достаточно авторитетного, хотя и не юридического источника, а именно из Токового словаря русского языка С. И. Ожигова, выдержавшего более 20 изданий. Думается, что подобную формулировку следует закрепить на законодательном уровне. Кроме того, следует предусмотреть четкий и исчерпывающий перечень гарантий светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. К числу таких гарантий можно, в частности, отнести организационно-правовую независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных объединений; контроль лицензионных служб учредителя за освоением государственных образовательных стандартов и программ религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; отсутствие у государственных и муниципальных образовательных учреждений права осуществлять профессиональное религиозное образование.

3). В Законе об образовании следует дать определение программ религиозного образования и образовательных услуг религиозных организаций. Необходимо предусмотреть также, что программы религиозного образования могут быть реализованы:

- в качестве дополнительных образовательных программ в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях профессионального образования и образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

- в качестве программ профессионального религиозного образования в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Программы религиозного образования могут быть включены в основную общеобразовательную программу государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений за пределами установленного государственным стандартом обязательного минимума содержания основной общеобразовательной программы- имеется ввиду включение программ религиозного образования в национально-региональный и школьный компонент образования.

5. Одним из наболевших вопросов является вопрос о педагогических кадрах в сфере религиозного образования. В настоящее время в Российской Федерации утверждены государственные стандарты по направлениям “теология” и “религиоведение”. По мнению Русской Православной Церкви необходимо также утвердить стандарт по специальности “теология”. Это позволит решить проблему кадрового обеспечения как государственных и муниципальных, так и негосударственных образовательных учреждений квалифицированными кадрами педагогов-теологов (богословов), способных осуществлять религиозное образование. Думается, что принятие Федерального закона о государственном стандарте по специальности “теология” т способствовать решению проблемы содержания и учебно-методического обеспечения религиозного образования.