Смекни!
smekni.com

Изучение основ православия в современной русской школе (стр. 2 из 2)

· проблема организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу русского этноконфессионального образования и пути повышения авторитета русского этноконфессионального образования среди родителей учащихся и педагогов. Рассмотрим эти проблемы последовательно.

6. В современной практике изучения православной религии в общеобразовательной школе просматриваются три основных подхода.

· Один из подходов можно было бы условно назвать “миссионерским”. Его цель - “формирование веры”, воцерковление детей в условиях, когда школа, в значительной степени, выступает “заместителем” семьи и церковной общины.

Такой подход оказывается эффективным как форма просвещенческой работы церковной общины (воскресные школы, катехизаторские курсы перед крещением и т.п.). Он сравнительно эффективен в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы конфессиональной направленности (православные гимназии, детские сады). Там легче создать особую социальную микросреду, в которой дети учатся и проводят большую часть дня, зачастую тесно общаясь с педагогами не только на уроке, но и во внеурочное время. Но механический перенос такой практики в массовую общеобразовательную школу ныне практически невозможен. В случае такого переноса деятельность педагога (учителя, священника) оказывается малоэффективной.

· С другой стороны, подход, который принято называть религиоведческим, предусматривает изучение знаний о традиционной религии в контексте и в связи с изучением религии вообще, как сферы общественной жизни. По сути, это расширение соответствующей тематики обществознания. В религиоведческих учебных курсах осуществляется углубление и расширение знаний учащихся о религии. Однако, для национальной школы, такие курсы оказываются недостаточными. В них, как правило, не вполне раскрываются связи данной, традиционной религиозной культуры с национальной культурой в целом. Они менее способны вносить вклад в решение главной задачи национальной школы - воспитание национального типа личности, формирование национального самосознания учащихся. Также такой подход не позволяет в максимальной степени использовать воспитательные возможности школы, эффективно организовывать внеучебную и внешкольную деятельность детей.

· Третий подход, в рамках которого, на наш взгляд, можно достигнуть гармоничного синтеза всего хорошего из двух первых применительно к условиям национальной общеобразовательной школы, условно может быть назван содержательно-предметным. Он, как и предыдущий - религиоведческий, не направлен на результат, который можно было бы выразить “процентом верующих на выходе”. Но, в отличие от религиоведческого, он предусматривает не только выработку знаний о традиционной религии, но и высоко ценностного, эмоционального, личностного отношения к национальной духовной традиции.

Главное, что может сделать общеобразовательная школа, готовя человека к жизни в своем народе, - предать ему все богатство национального Предания, в том числе и в религиозном аспекте. Предметный подход требует систематического изучения религии именно как Предания. Предание включает в себя как элементы собственно церковной культуры - Библия, Богослужение, так и дополнительные элементы, раскрывающие особенности действия церковного Предания в данном народе. Например, национальные особенности традиции храмостроительства, иконописи, религиозных праздников и т.п.

Еще одно отличие обозначенного подхода от остальных двух заключается в особенностях его методики, определяемых содержанием. Он является именно предметным, поскольку требует для изучения традиционной религии методической формы учебного предмета (на всех образовательных ступенях школы), а не факультативного курса, которого может быть вполне достаточно в первом или втором случае. Здесь знаниевый компонент образования играет ведущую роль, что требует тщательной педагогической проработки его содержания - дидактической и методической. Одновременно возникают возможности установления более тесных межпредметных связей такого курса с другими учебными предметами. Это оказывается достижимым в образовательной программе русской национальной школы (школа с этнокультурным компонентом) как вариативной модели общего.

7. Проблема подготовки и повышения квалификации педагогов для преподавания этноконфессиональных учебных курсов и этноконфессионально ориентированных программ базового образования.

Такая подготовка и повышение квалификации в настоящее время практически не проводятся или осуществляются, во многом, стихийно. Но опыт организованной работы в этом направлении постепенно накапливается (Курская, Вологодская области...). Изучение знаний о традиционной религии в курсах гуманитарных дисциплин также явно недостаточно обеспечивается пособиями и методической поддержкой. До сих пор, по большей части, сумма умений и знаний в этой области - результат самообразования самих учителей. Тех из них, кто остро ощущает отсутствие этих знаний как существенный изъян в своей профессиональной подготовке и, творчески относясь к делу, стремится самостоятельно его восполнить.

8. Проблема организационно-правовых и методических форм работы образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу этноконфессионального образования.

Опыт работы образовательного учреждения и управлений образованием по социальному запросу этноконфессионального образования складывается в практической деятельности и накапливается постепенно. Так, в Московском комитете образования организована работа с окружными методистами, специально ориентированными на изучение и методическую поддержку этноконфессионального и религиоведческого образования. Осуществляется повышение их квалификации в рамках городских методических семинаров. В этой области деятельности и школы, и управлений образования важнейшее значение имеет соблюдение законодательства о религии и школе. Те нормы и возможности изучения традиционной религии, которые зафиксированы в законодательстве, при практическом применении требуют решения массы вопросов, которые возникают в повседневной работе школы в этом направлении.

Школа, с одной стороны выполняет социальный запрос общества. С другой стороны, и это было всегда в традиции и русской школы, и любой другой, - школа сама является важнейшим средством просвещения, формирования качества и характеристик самого социального заказа. Пути повышения авторитета этнокультурного и этноконфессионального содержания образования среди родителей учащихся школы также определяются, в основном, на уровне образовательного учреждения и неразрывно связаны с его практикой. Наблюдения показывают, что подавляющее большинство родительской общественности проявляет заинтересованность в этом направлении образования. Понимание того, что без приобщения детей в школе к национальной духовной традиции, изучения знаний о православии и Церкви общее образование неполно в гуманитарном аспекте, разделяют очень многие. Но так же почти все родители проявляют вполне закономерное внимание к тому, чтобы этноконфессиональное образование не снизило качество общего (естественнонаучного, гуманитарного, физико-математического), не привело к перегрузке учащихся или конфликтным ситуациям в школе.

* * *

Выводы.

1. В рамках целей и задач национальной светской школы основная цель изучения традиционной религии (для русской школы – православного христианства) заключается в приобщении детей к ценностям и смыслам традиционной религии как существенной части национального культурного наследия - в сфере мировоззрения, национальной истории, художественной культуры, норм общения и быта в культурном пространстве русской цивилизации.

2. Ныне реализуется спектр подходов к религиоведческому и этноконфессиональному образованию в светской школе, каждый из которых приобретает актуальность в конкретных социокультурных условиях.

3. В государственной (светской) общеобразовательной национальной школе изучение традиционной религии (для русской школы – православного христианства) должно осуществляться в рамках специального учебного этноконфессионального предмета на всех образовательных ступенях школы.

4. Его содержание должно состоять из педагогически интерпретированного религиозного Предания, исторически усвоенного в данной национальной культуре (для русской школы – Предания Христианской Церкви).

5. Изучение учащимися национальной общеобразовательной школы этого предмета должно проводиться в контексте национальной культуры и в тесной межпредметной связи со всем национальным (этнокультурным) образованием и воспитанием в школе.

Список литературы

1. Метлик Игорь Витальевич, кандидат педагогических наук. Изучение основ православия в современной русской школе