Смекни!
smekni.com

Педагогика Древнего Рима (стр. 4 из 6)

Звание практического сельского хозяина и домовода считалось почетным для молодого римлянина и ему посвящали себя те, кто не имел наклонностей и таланта для высшего поприща.

Жажда деятельности, храбрость, справедливость и умеренность, гордость и чрезмерное самолюбие - основы римского характера, чему направлялось воспитание.

Раздел II. Педагогические взгляды Катона, Цицерона, Квинтиллиана, Лукреция.

2.1. Педагогические взгляды Катона.

Катон (Старший), Марк Порций Катон Цензор; MarcusPorciusCatoCensorius, 234-149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Благодаря изобилию источников, Катон принадлежит к числу наиболее известных личностей II в. до н. э. Он родился в Тускуле, происходил из всаднического рода (эквитов) и воспитывался на родине в стране сабинян, где дольше всего продержались суровые древнеримские обычаи. С ранней молодости он готовился заниматься хозяйственными делами, работая в поле, зачастую вместе с рабами. В 217-216 гг. поступил на военную службу, с 214 г. был военным трибуном на Сицилии. Как первый среди Порциев (homonovus), Катон начал добиваться должностей. В 204 г. был в Африке квестором при Публии Корнелии Сципионе Африканском Старшем. На обратном пути в Рим взял с собой с Сардинии поэта Энния. Народным эдилом он был в 199 г., затем в 198 г. в качестве претора пребывал на Сардинии, искореняя ростовщичество. Будучи консулом в 195 г., одержал победу в Испании, за что получил в 194 г. право на триумф. В 184 г. стал цензором, и эту должность исполнял с необычайной суровостью (отсюда его прозвище), среди прочего удалив из сената 7 сенаторов. От общественной жизни никогда не отходил. Непримиримый враг Карфагена, постоянно призывал к его разрушению. Но прежде всего он боролся всеми возможными способами против наступающей эллинизации, особенно преследовал римских филэллинов, а среди них с особой настойчивостью - Сципиона. Именно эта неприязнь к эллинизации и стремление воспитать в римских традициях сына Марка (ок. 192 г.) и сделали из Катона писателя. Вскоре после вступления в должность цензора Катон собственноручно написал для сына большими буквами историю Рима, разумеется, понятую и трактуемую по-своему, а когда сын немного подрос, изложил ему практическую житейскую мудрость, добытую собственным опытом, в Наставлении сыну (Praeceptaadfilium). Это произведение, признанное повсюду первой римской энциклопедией, содержало наставления в сельском хозяйстве, риторике и медицине. Все указания пронизаны моралистическими тенденциями, как это видно на примере определения оратора, который является "справедливым человеком, владеющим искусством красноречия". Поучение сыну служило хорошим пособием и руководством для ряда поколений. Из него мы узнаем, что условием для оратора Катон считал прямой, здоровый ум, связанный с доблестью помыслов, ибо только благородный человек может быть хорошим оратором. Он предпочитал и прославлял сельскую жизнь, считая, что земледелие способствует воспитанию нравственно сильных граждан и хороших защитников отечества. Педагогическим произведением следует считать и его стихотворение о нравах.

Славу доброго супруга и отца он считал выше почестей хорошего сенатора. Дом свой он держал в строгости, но однако, считал, что кто бьет свою жену и детей, тот оскорбляет самые дорогие святыни, какие только могут существовать для людей.

Тот же дидактический характер имело прозаическое сочинение Об обычаях (Carmendemoribus). Катон создавал также пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина. Мы знаем следующие названия: Медицинские записки (Commentariusdemedicina), Заметки о гражданском праве (Commentariiiuriscivilis), О военном деле (Deremilitari). К этому ряду специальных трудов принадлежало также произведение О сельском хозяйстве (Deagricultura), наиболее древний памятник латинской прозы. Это не систематическое изложение современных автору знаний о земледелии, но собрание относительно упорядоченных указаний по ведению хозяйства в поместье. Некие попытки систематизации можно обнаружить лишь в начальной части, а именно в разделах 1-54, касающихся покупки и обустройства поместья, выделки вина и оливок, а также полевых работ. Оставшаяся часть представляет собой разнообразные хозяйственные советы, не объединенные какой-либо основной мыслью и - кроме частых повторений - без какой-либо связи с начальной частью. Этот непритязательный сборник советов доброго хозяина, постоянно дополняемый и перерабатываемый, создавался на протяжении многих лет; он показывает нам Катона человеком, который постоянно чему-то учился. Уже в старости, ок. 168 г., Катон приступил к обработке истории Рима, которую довел до 149 г.; не сохранившееся произведение носило довольно своеобразное название Начала (Origines). Оно содержало 7 книг, из которых первая была посвящена легендарной истории Рима от основания Энеем в 751 г. до н. э. до падения царской власти, а книги II-III излагали легенды об основании других италийских городов. Легендарный материал Катон дополнял обильными географо-этнографическими сведениями. Оставшиеся книги, своеобразие которых видно даже из фрагментов, содержали историю Рима. Таким образом, Катон стал подлинным творцом римской историографии. Из-за ненависти к аристократическим родам, представители которых управляли римской политикой, Катон не приводит в Началах ни одного имени. Это была история Рима, предназначенная для римлян; исторические события Катон оценивал по-своему. Все сочинения Катона отличаются добросовестностью обработки и хорошим знанием предмета, там, где считал это необходимым, использовал даже греческие источники. Катон выступал поборником древней римской добродетели и потому не даром получил название последнего из римлян.

Будучи строгим, правдивым, энергичным, деятельным, Катон стремился сделать таковым и воспитание.

Катона, как и Цицерона, считают первыми римскими теоретиками воспитания.

2.2. Педагогические взгляды Цицерона.

Цицерон /106 - 43 гг. до н.э./ - цвет римской литературы. Получив блестящее образование, будучи знаменитым оратором, он свои взгляды на воспитание излагал в философских и риторических сочинениях, имея в виду по преимуществу оратора. В сочинениях Цицерон обращает особое внимание на сущность и задачи воспитания.

Он принимает человека за разумное и, следовательно, способное к воспитанию существо. Он указывал, что в человеке живет сила, призывающая его к добру и отпугивающая от зла. Эта сила не только древнее всякого человеческого общества, но она современна даже охраняющему и правящему небом и землею божеству. Ибо разум есть существенное свойство Бога, и этот божественный разум необходимо определяет в нас, что право и что неправо. Поэтому возвысься духом и помни, что смертей не ты, а это тело. Воспитание есть завершение дарованных природой способностей человека, и оно необходимо тем более, что высокое качество духа, особенно разума, на который опирается добродетель, требует тщательного развития. Наставник должен относиться к своим ученикам с надлежащей кротостью, строгостью и справедливостью. Наставление детей должно совершаться и словом и делом. Дисциплина должна быть ни слишком сурова, ни слишком мягка. Наказание должно соответствовать вине и в одинаковых случаях должно быть одинаковым. Никогда не следует наказывать рассердившись. К наказаниям следует прибегать изредка, когда другие средства не дают нужных результатов.

Воспитание следует начинать с раннего детства. Детям следует разрешать только такие игры, которые совместимы с хорошим поведением. При дальнейшем развитии ребенка следует особое внимание обратить на развитие памяти. Для этого Цицерон рекомендует учить наизусть отрывки из греческих и римских писателей, Когда отрок развился в юношу, ему необходимо избрать себе занятие, которое со ответствовало бы его природным наклонностям. Ибо самая первая обязанность человека состоит в том, чтобы не делать ничего противоречащего природе. К чему от природы у нас больше всего дарований, то и должно быть избранным своим делом. Каждый, по возможности, должен оставаться верным своему характеру, не недостаткам ело, а особенностям. Ничто, предпринятое наперекор своей природе и вопреки ей, не преуспевает, указывал Цицерон.

Молодые люди должны остерегаться неумеренности, вести себя благонравно, уважать старших и, выбрав из них лучших и правдивейших, довериться сове там и руководству. В этом возрасте следует избегать чувственных наслаждений;

следует приучать дух и тело к воздержанию, терпению, перенесению усилий.

Для своего развития будущий оратор должен упражняться в произношении речей, разных точек зрения. Помимо наставлений и природных способностей, оратору необходимо приобрести запас знаний по всем отраслям науки и, в первую очередь, освоиться с законоведением, историей и философией.

Созерцая великие образцы, он должен возвысить и развить свой ум, облагородить душу, энергично подстрекать волю и направлять ее к доблестным целям.

В трактатах об ораторском искусстве мы находим много ценных мыслей Цицерона, которые указывают на пути и средства выработки ораторских умений, так необходимых учителю.

Трактат "Об обязанностях" - последнее философское произведение Марка Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его философских произведений.

Жанр трактата "Об обязанностях" для Цицерона необычен. Подавляющее большинство его философских произведений написано в форме диалога, данный же трактат представляет собой наставление сыну. Этот жанр предопредилил в значительной мере своеобразие трактата. Его содержание разнообразно: это и моральные предписания, и отступления политического характера, и исторические примеры, и юридические казусы.