Смекни!
smekni.com

Компьютер в детском саду (стр. 2 из 3)

Каждое занятие структурно разделе­но на четыре части: вводная (объяс­нение), основная (игры на компьюте­рах), заключительная (анализ игры) и двигательная — для снятия мышечного напряжения (гимнастика для глаз, общеразвивающие упражнения).

Все работы по созданию условий в компьютерно-игровом зале и заня­тия с детьми находятся под строгим контролем медиков. С этой целью за­ключен договор с кафедрой детских болезней лечебного факультета Горь-ковского медицинского института.

Медицинский контроль включает:

1. Изучение влияний на уровне ор­ганизма как целостной системы; ана­лиз адаптационных возможностей ор­ганизма (АВО) по методике А. В. Або-ленской («Педиатрия».— 1989..— № 6).

2. Изучение реакции организма на уровне клетки; анализ особенностей высшей нервной деятельности; дина­мический контроль за состоянием де­тей на клиническом уровне.

3. Разработку доступных методов контроля за здоровьем детей (типа прогностических сценариев обучения), методов профилактики возможных сдвигов.

Медицинский контроль, проводимый в течение года, позволяет констати­ровать:

1. Никакого негативного влияния на нервную систему, органы чувств, кожу при занятиях, регламентирован­ных временными методическими реко­мендациями «Гигиенические условия организации учебных занятий с при­менением компьютеров...», не установ­лено.

2. Выявлены некоторые, сдвиги адап­тационных возможностей организма (АВО) ребенка в ходе занятий. Так, при нормальном исходном уровне АВО пос­ле игры отмечается его снижение, что можно объяснить затратой энергии. При исходном сниженном уровне АВО в процессе игры он повышается, т. е. психоэмоциональное напряжение (ожи­дание неизвестного) по'сле игры сни­мается. Отсюда следует, что, возмож­но, главным стрессовым фактором явля­ется элемент «экзотики» при контакте с компьютером, который при постоян­ных занятиях исчезает.

3. Выявлено положительное влияние на восстановление адаптационных воз­можностей детского организма занятий физкультурой и плаванием.

Таким образом, полученные медицин­ские данные позволяют сделать сле­дующие выводы:

— занятия в компьютерно-игровом зале допустимы и безопасны для де­тей старше 5 лет (младший возраст пока не изучался);

— нормативы количества занятий в неделю целесообразно пересмотреть в сторону их увеличения: проводить 2 занятия в неделю по 15 минут (это снизит элемент напряженности у де­тей);

— при работе с видеотерминалами перспективно использование физкуль­турной реабилитации, витаминоэнергетических комплексов и адаптогенов (типа элеутерококка, пантокрина) за 30 минут до занятий.

В течение года нами опробовано около 40 игр, предложенных в комплек­тах «Знайка». В перспективном плани­ровании работы в компьютерно-игро- вом зале обязательно учитывались программные задачи на данный период,

степень сложности конкретной игры, а также чередование разных серий игр («математика», «изобразительное твор­чество», «конструирование» и т. д.).

Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы:

1. Занятия с применением компьюте­ров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваи­вают программы, добиваясь их правиль­ного решения.

.2. Психологическая готовность до­школьников к использованию компью­терных программ различного содержа­ния и уровня формируется всей сис­темой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспита­тельно-образовательной работы.

3. Большое значение имеет правиль­ный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

4. Особое место занимает предвари­тельная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами). Так, например, игры «Водители» и «До­рожные знаки» представляют значи­тельные трудности для детей-шести­леток, которые ранее не посещали дет­ский сад или поступили к нам из других дошкольных учреждений. Наши воспи­танники, как правило, легко справляют­ся с заданиями, так .как имеют воз­можность еще в младших группах ос­воить все необходимые знаки и символы в автогородке.

5. Игры серий «Математика» и «Аз­бука в картинках» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобрете­ние новых знаний. Так, например, бла­годаря огромному интересу к компью­терным математическим играм, все де­ти, старшей группы в кратчайший срок усвоили цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»).

6. Практика показала: большое зна­чение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи.

С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяю­щих повысить интерес детей (для игр «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом» и т. д.).

7. Непременным условием организа­ции компьютерных игр является высо­кий уровень сформированности твор­ческой игры. Именно в творческой игре у ребенка развирается способность на­делять тот или иной предмет каким-то игровым значением, что необходимо для осмысленного оперирования симво­лами на экране дисплея,

8. Следует подчеркнуть, что режис­серские игры, а также игры из серии «Изобразительное творчество» имеют много общего в способах и этапах вы­полнения задания. Поэтому, освоив последовательность выполнения дей­ствий в одной игре (например, «Кос­мос»), дети легко переносят их в другие («Город», «Море»),

9. Замечено, что дети лучше справ­ляются с заданием, если работают за компьютером парами, Работа «один на один» является усложнением за­дания,

10. Параллельно с обычными груп­пами в компьютерно-игровом зале за­нимаются дети логопедических групп (даже с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития). И хотя качество их работы несколько ху­же, но большинство из них справляются с предложенными заданиями, часто не решая подобных вопросов на обычных занятиях.

11. Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютер­ные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сра­зу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образователь­ной работы.

Компьютерная техника используется не только для игр детей. Благодаря множительному печатному устройству к каждому педсовету выпускается «Пе­дагогический вестник». Кроме того, в соответствии с научным договором с медицинским институтом внедряется программа индивидуального прогноза здоровья ребенка. Суть данной методики в следующем: путем автоматизиро­ванного (компьютерного) тестирования родителей (о состоянии здоровья малы­ша и всех членов его семьи, социально-бытовых условий и т. д.) определя­ется предрасположенность ребенка к каким-либо заболеваниям, прогнози­руется вероятная патология и даются конкретные рекомендации по профилактическим физкультурно оздоровительным мероприятиям. Причем все данные о детях закладываются в память ком­пьютера и могут в любое время вос­создаваться для контроля и сравнения результатов.

Приведем примерный конспект заня­тия по игре «Построй домик».

Воспитатель обращается к детям : «Посмотрите, какую интересную книгу я для вас приготовила. Как она называет­ся? («Три поросенка».) Кто помнит, о ком эта книга? Как звали поросят ?: Почему Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа назы­вают глупыми поросятами? В каком доме они спаслись от волка? Хотите прослушать продолжение этой интерес­ной сказки?

Некоторое время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф жили у своего брата Наф-Нафа в его крепком каменном доме. Но со вре­менем поросята подросли, и им стало тесно даже в этом просторном помещении. Решили два глупых поросенка по­строить себе каждый по кирпичному дому. Достали грузовик, погрузили в него кирпичи и поехали на строитель­ную площадку. Но поросята очень торо­пились и ехали по кочкам и ухабам, не разбирая дороги. Добравшись до стройки, они увидели, что все кирпичи раскололись, осколки растерялись по дороге. Прикладывали поросята один кирпич к другому, прикладывали, да все равно дырки получаются. Давайте поможем им найти кусочки, сложить кирпичи и построить домики, чтобы не замерзли поросята зимой».

После краткого объяснения способов работы с клавиатурой дети присту­пают к выполнению задания. Построив домик, ребенок получает поощритель­ную карточку с изображением поросен­ка и, если позволяет время, присту­пает к повторному строительству.

Примерный комплекс упражнений для глаз

Комплексы гимнастики для глаз, ре­комендованные методическими раз­работками НИИ дошкольного воспита­ния АПН СССР, доступны детям. Од­нако мы считаем, что для повышения интереса к упражнениям и качествен­ного выполнения их желательно прово­дить в игровой форме.

«Поиграем с матрешками» Упражнения выполняются стоя, у каждого ребенка в руках матрешка.

1. «Посмотрите, какая красивая мат­решка пришла к вам в гости, какой красивый у нее платочек (2—-3 сек).

Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою матрешку (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «Матрешки у нас веселые, любят . бегать, прыгать. Вы за ними вниматель­но следите глазами: матрешка под­прыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хо­роводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя матрешка очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза.

О роли интереса в приобщении

старших дошкольников к компьютеру

Компьютеризация, постепенно прони­кающая практически во все сферы жиз­ни и деятельности современного челове­ка, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей до­школьного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использо­ванию компьютера в детских садах убе­дительно доказывают не только возмож­ность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии ин­теллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).