Смекни!
smekni.com

Заслуги Ломоносова перед русской школой (стр. 3 из 6)

Естественно-научный материализм Ломоносова характеризуется наличием в нем элементов диалектики. Причины изменений в объек­тивном мире ученый видел внутри самих явлений. Он вплотную подо­шел к пониманию внутренних противоречий как источника развития мира. Гениальным является диалектическое утверждение Ломоносова о единстве материи и движения. Выда­ющимся является открытие Ломоносовым закона о сохранении мате­рии и движения: «Но все встречающиеся в природе изменения происхо­дят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столь же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько соообщает другому, им двинуто­му».

Исследователи мировоззрения Ломоносова (С. И. Вавилов, Г. С. Васецкий, Н. Ф. Уткина, И. А. Чудинов) считают, что элементы диа­лектики ярко проявились в его теории познания, В «Программе» чтения публичных лекций, которую Ломоносов составил в июне 1746 года, он писал:

«... блаженства человеческие увеличены и в высшее достоин­ство приведены быть могут яснейшим и подробнейшим познанием натуры, которого источник есть натуральная философия, обще назы­ваемая физика». Ломоносов считал, что следует проникать в сущность различных процессов, понимать их причины, взаимосвязи: «Но кто притом представляет еще всесильного строителя и начальника натуры, взирает просвещенным и проницающим оком в сокровенные внутрен­ности многообразных тварей, видит взаимным союзом соединенные и стройным чином расположенные их части, таинства иным несведомые, в которых непостижима зиждителева премудрость тем великолепнее является, чем тончае есть оных строение, тот не токмо легкими кри-лами благоговения к небу восхищается, но и сам якобы в некое обоже-ние приходит».

Главными составными частями познания Ломоносов считал чув­ственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Он обратил внимание на то, что с помощью чувственного восприятия отражаются в сознании только внешние стороны предме­тов и явлений. Поэтому для познания объекта недостаточно простого его созерцания. Важными являются абстрагирование и обобщение, которые приводят к формированию понятий. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...».

Выступая против­ником абстрактных знаний, он доказывал, что практика является осно­вой познания, а человеческое познание определяется общественными потребностями. Практическая деятельность развивает чувственное восприятие и абстрактное мышление. Посвятив свою жизнь научному познанию мира, Ломоносов сформулировал один из главных принци­пов материалистической гносеологии: «Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех спо­соб к изысканию правды».

Материалистический подход к пониманию мира позволил Ломоно­сову выдвинуть идею всестороннего изучения самого человека. «Ибо как может рассуждать о теле человеческом,— писал он,— не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положе­ния мышцей для движения, ни распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов сего чудного строения?». Он обратил внимание исследователей на понимание внутренних процессов, происходящих в человеческом орга­низме при функционировании органов чувств и головного мозга.

Счи­тая, что познание связано с воздействием предмета на органы чувств, он подчеркивал, что благодаря «зрению, слышанию, обонянию, вкушению, осязанию» возможно чувственное восприятие мира челове­ком. Кроме того, он разработал концепцию ощущений и выдвинул идею о механизме передачи возбуждения от органов чувств к голов­ному мозгу: «Жизненные соки в нервах таковым движением возве­щают в голову бывающие на концах их перемены, сцепясь с прикаса­ющимися им внешних тел частицами. Сие происходит нечувствитель­ным временем для беспрерывного совмещения частиц по всему нерву от конца до самого мозгу. Ибо по механическим законам известно, что многие тысячи таковых шаров или колес, когда они стоят в совмест­ном сцеплении беспрерывно, должны с одним повернутым внешнею силою вертеться, с остановленным остановиться и с ним купно умно­жать или умалять скорость движения. Таковым образом, кислая мате­рия, в нервах языка содержащаяся, с положенными на язык кислыми частицами сцепляется, перемену движения производит и в мозге оную представляет. Таким образом рождается обоняние».

В работе «Введе­ние в истинную физическую химию» Ломоносов, охарактеризовав сложные физиологические процессы, раскрыл материалистическую сущность работы нервной системы.

Заслугой ученого явилось обращение к исследованию проблем человека с позиций материализма, психологии, физиологии и педаго­гики в их совокупности. Именно такой подход, по мнению Ломоносова, позволял получить объективные данные о человеке, которые необхо­димо знать педагогам.

Ломоносов выступал против внедрения в обучение религиозных идей, отвергал их догматизм, осво­бождал науку от воздействия религии, ослаблял ее влияние на народ­ные массы. В письме к И. И. Шувалову (1754) о создании Московского университета, в «Предположениях об устройстве и уставе Петербург­ской Академии» (1764) он обосновал идею светскости образования, отстаивая необходимость получения молодым поколением основ науч­ных знаний.

В исследовании проблем «человек и природа», «человек и обще­ство» Ломоносов опирался на принцип природосообразности. Он счи­тал, что воспитатель в своей деятельности должен руководстоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Отстаивая идею о значении природных способностей в развитии и формировании человека, он писал в «Кратком руководстве к красноречию»: «Что чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали».

Ломоносов выделял природные дарования:

- душевные (речь, мышление, память и др.)

- телесные (физические способности)

По мнению ученого умственные задатки являются доброй землей «к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодородной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно...».

В своей педагогической практике Ломоносов «неспособных» выявлял в начале учения. Так, если кто-то из учеников «из-за длительной болезни или по недостатку способностей долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно прояв­лял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпу­стить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы». Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то «следует применить все надле­жащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках».

Ломоносов был убежден, что при­рода ребенка многообразна: «Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно». Он реко­мендовал познавать природные особенности людей различного возрас­та, поскольку «дети на приятные и нежные вещи обращаются и склон­нее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее при­ведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страс-тьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых». Природные особен­ности детей Ломоносов считал основой и источником их развития. Поэтому он был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом их склонностей.

Формирование человека Ломоносов тесно связывал с конкретными социально-историческими условиями его жизни, уровнем развития общества в целом. Среда, общественные потребности, по мнению уче­ного, очень влияют на становление личности.

Материалистическое мировоззрение позволило Ломоносову опре­делить воспитание главным фактором развития человека: «...молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Критичес­кое осмысление воспитательно-образовательных теорий дало возмож­ность Ломоносову проникнуть в механизм формирования личности.

Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бес­корыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.

Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, благодар­ность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосерде­чие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях чело­веческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывал совершать добрые поступ­ки, чтобы через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

Ломоносов очень ценил такое качество, как мило­сердие. Он призывал помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты такое»— и считал, что «кто милосерд, сле­довательно, тот бесчеловечно не поступает», «где добродетели госпо­дствуют, тут порокам нет места». Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он первым предложил отк­рыть специальный воспитательный дом для малышей, не имеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей за счет государ­ства, чтобы они могли приносить пользу обществу. В этой связи он писал: «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, усла­ждение минется, а худое останется». Добрые дела и милосердие, по мнению Ломоносова, следует помнить: «Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает». Он проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.