Смекни!
smekni.com

Три грани реализации принципа природосообразности (стр. 2 из 2)

В этих примерах как в капле воды отражается океан проблем, порождаемых процессами, запускаемыми иноваторами, если они адресованы более чем одной школе. Школа - это место где реализуется судьба не только ученика, но и учителя, и поэтому, заботясь о проблемах "юных рогачинцев", не следует забывать и о проблемах "историков".

Таким образом, иновационная деятельность запускает такие процессы, контролировать которые ее автор не в состоянии. Для этого требуются уже иные механизмы деятельности, в которых участвует гораздо больше людей, чем только ученики и учителя. Решение вопросов организационных, социальных, психологических и других возможно только тогда, когда к управлению данными процессами присоединяются соответствующие иерархические структуры.

Поэтому на семинаре прозвучали и такие мнения:

"Реализация принципа природосообразности изменяет саму парадигму образования, взаимоотношения между учителем, учеником и учебником".

"Очень хорошо, что нас как-то подвели к этой проблеме. Сейчас состояние науки такое, что её разъяли по отраслям. Всё это разнесли, мы изучаем по отдельным компонентам, а это живой, единый ребёнок".

И третья грань проблем связана с самим методом (принципом) природосообразности. Что касается используемой докладчиком аксиоматики об опоре на человековедческие науки, то здесь возражений ни у кого не было, а вот примеры их реального воплощения породили вопросы участников семинара. Вот одно из таких суждений:

"Чаще всего вы говорите "ребёнок понимает", "ребёнок понимает", "ребёнок понимает". Что ребёнок понимает? Я хочу написать это слово "Природосообразность". Что же всё-таки понимает ребёнок? Розанов в своей книге "Понимание" показал, что определяющим является не биогенетические, а культуросообразные принципы. И сама биогенетика получает другой смысл. Мы, взрослые, должны видеть в русском языке, в котором сосредоточены, на мой взгляд, наивысшие уровни интеграции и дифференциации от того природного, что мы имеем. Уже здесь, в этом слове, в самом написании его по-русски, заложен принцип культуросообразности. Вы сами не раз обращались к слову "образ" и что же такое "раз", как не корень, ритм, воспроизведение образа. Но способность собирать его будет зависеть от того, при каких условиях родился и воспроизвёлся этот человек. И как это несется по жизни педагогом, окружающей средой, несётся теми средствами, которые вы используете. И в этом случае магнитофон выступает как средство, вызывающее способность у уже взрослого человека автоматизированность восприятия. Где здесь природосообразность, о которой вы говорили? Живой голос, живое воспроизведение никогда не сравнится с механическими средствами передачи. Они просто теряются там. И поэтому, на мой взгляд, совершенно неприемлемы, особенно в младшей школе, методы применения магнитофона, который не является природосообразным средством".

На наш взгляд, в данном выступлении прозвучала одна из ключевых проблем семинара. Ведь речь идет об обучении в основном младших школьников, обладающих повышенной внушаемостью. Несмотря на то, что магнитофон - обычное средство в быту, в рассматриваемой методике он всё же используется как установочное средство обучения. Один из авторитетных психологов А.Е.Шерозия, занимающийся теорией неосознаваемой психологической установки, утверждал: "Будучи носителем определенной неудовлетворенной потребности, установка управляет ими, как бы заставляя личность извлекать из себя свои "старые знания" - весь свой прошлый опыт, в систему которого входят не только отдельные отщепленные от сознания явления ее бессознательной психики, ее неосознаваемые психические переживания и "мотивы" в целом, но и возникшие и реализовавшиеся раньше вместе с ними ее фиксированные установки, ныне выступающие как своего рода готовые формы (шаблоны) деятельности, через которые, при наличии той или иной актуальной установки, снова пробивают себе дорогу все эти подспудные бессознательные психические образования личности - и те же ее неосознаваемые психические "мотивы", и те же ее неосознаваемые психические переживания вообще".

Возможно уже сейчас, по истечении почти 10-летней работы в экспериментальных школах, работающих по природосообразной методике, есть смысл провести диагностику определения влияния используемых средств на психику школьника. Как эта "неудовлетворённая потребность" в восприятии информации посредством технических средств будет проявляться уже у взрослых людей? Может быть наоборот, у них закрепляется тенденция удовлетворять свои информационные запросы только таким способом? Хорошо это или плохо? Или в будущем только так и надо будет делать?

Данные вопросы приведены нами не в качестве критического отношения к предлагаемому методу, а как иллюстрация необходимости привлечения к планируемым процессам модернизации образования широкого круга исследовательских центров и институтов, позволяющих не только проектировать, но и обеспечивать природосообразное и жизнесообразное внедрение инновационных подходов к образованию.

Сам же принцип природосообразности, на наш взгляд, действительно ждет своего воплощения в проектируемой и обновляющейся российской школе. И проведенный методологический семинар подтвердил историческую значимость и важность продолжения исследования в данном направлении.

Список литературы

1. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С.68-69