Смекни!
smekni.com

Живая этика о детях и дошкольном воспитании (стр. 2 из 3)

"Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании..." (Бр., 152)

"Если в кругу действия появляется ребенок, привлеченный особыми причинами, улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия - его дом. Дети иногда приходят по особому зову. Дайте им то, что приготовлено их прошлым. Фрукты наливаются соком, когда корни крепки". (А.Й., 3О1)

"Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, - оно слагается в области сердца... Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают свое назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребенка показывают насколько дух его ищет нечто определенное, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе, именно, такие особенные познаватели будут оценены". (А., 271)

1О. Расширяя сознание детей, нужно соблюдать при этом особую чуткость. "...особенно нужно оберегать организм до семи лет. У детей даже самых развитых не нужно насиловать природу - Огонь не терпит насилия. Нужно уметь открыть дверь, но всякое насилие может вызвать непоправимый вред.

С другой стороны, не следует чрезмерно облегчать устремление ребенка, ибо условие чрезмерной помощи приводит к дряблости. Так заповедан Золотой Путь". (Путь золотой середины) (М. О., 1, 19) Какие же наиболее значительные понятия должны усвоить дети с самого раннего возраста?

11. Уже в самом раннем возрасте ребенок должен услышать о беспредельности бытия.

"Рука водителя, уже при первом шаге, должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз..." (Об., 2-X-4)

"О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но еще нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу о Покровителе и Руководителе. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им, как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребенка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребенок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже огненные. К ребенку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми..." (М. О., 1, 379)

12. Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям припоминать то многое, что скоро забывается. Притом такое проявление проснется в несравненно прекрасных формах". (А., 166)

13. "От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченностью и сольется со всем Бытием..." (М. О., 2, 188)

"Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни". (И., 224)

"Какое множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира еще не покинули мозг и сердце!" (П.)

14. Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников. "То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные образы, как бы во имя детского неразумения. не унижайте детей". (Об., 2-X-4)

"Взрослые нередко не звучат на понятия героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишить детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение". (Бр., 47О)

"Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примитивных смазываний будет очерчен облик труда и воли". (Об., 234) "Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов". (М. О., 2, 428)

15. В наше время особенно важно уберечь детей от разложения сознания, от нравственной деградации.

"Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце". (Об., 116)

"Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей... Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. Среди сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?" (Оз., 3-V-19)

"На полках книгохранилищ целые гнойники лжи.Можно бы сказать, переспи на плохой постели, но невозможно предложить прочесть лживую книгу... Именно книги засоряют сознание детей". (Об., 2-V-13) "Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана". (Оз., 3-V-19)

"Если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят все настоящее, а Мы стремимся к Правде.

Давайте детям лишь настоящие вещи!" (Оз., 3-V-19)

16. Привить чувство коллективизма, общинножития, что необычайно важно, можно тоже только в самом раннем возрасте.

"Только сознание до трех лет вместит легко общину. Как ошибочно думают, что ребенку нужно дать его вещи,ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими". (Об., 2-X-4)

Особенно нужно поощрять детей в их стремлении к усовершенствованию жизни.

"Скажите детям по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой задачей вмещение возможностей". (Об., 2-XI-23)

17. "Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду. Пусть лучшая эволюция построится на труде как на мере ценной". (Об., 8) Труд - важнейший фактор развития и совершенствования во всех мирах. "Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкою, что детей стараются занять всякими глупейшими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить". (П.)

Прочно лишь то достижение, которое получено самостоятельным усилием.

"Сам, сам, сам!" - восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. "Пусть вверху и внизу работают на меня" - так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребенок помнит и защищает самостоятельность". (М. О., 1, 264)

Приучая ребенка к физическому труду, нужно избежать один очень укоренившийся предрассудок. "...люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудка взрослых". (Бр., 275)

Труд совершенствует не только физическое тело, он утончает и совершенствует более тонкие структуры человека и тем готовит его к овладению высшими сферами бытия.

18. "При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда; наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце, но впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным, тогда в огнях сердца создается труд пространственный для будущего. Тогда никакое отрицание не препятствует росту труда. Тогда пространственный труд сознательно проникает в высшие сферы. В этом условии сознательности сердце получает прочный доспех, который даже пригодится для Огненного Мира. Будем стремиться к доспеху всюду пригодному". (С., 411)

Не только фактор труда влияет на воспитание сердца. Дети должны знать о сокровенной бессмертной сущности. "Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение". (С., 575) С сердцем также связано понятие духовности.

19. "Духовность является природным заработанным качеством, но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Надо дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться, именно, возвышенно прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь". (М. О., 3, 499)

"Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства..." (А., 7О) "Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца..." (Об., 1О6)

"Не следует думать, что пустота (духовная) жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живет в чистом доме". (А., 7О)

2О. Нужно оберечь первую молитву ребенка. "Молитва не может иметь ничего общего с насилием. Первая молитва ребенка не должна быть осмеяна или порицаема. Мальчик молится: "Господи, мы готовы помочь Тебе". Прохожий очень возмутился и назвал ребенка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано. Девочка молилась о матери и о корове, и такая молитва была осмеяна. Но память осталась о чем-то почти смешном, тогда как такая забота была трогательна.