Смекни!
smekni.com

К вопросу о технологиях подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию (стр. 2 из 3)

Задача метода концептуального моделирования - построение моделей (систем, замещающих объект познания – схем, теорий, концепций) реально существующих явлений для определения их характеристик.

Интерпретация “ядра” на эмпирическом материале – перевод поддающихся эмпирическому наблюдению фактов на язык полученного конструкта с целью его экспериментальной проверки и вероятного уточнения. Этот этап – одновременно и переходный от понятийной реконструкции к концептуальному моделированию и необходимый на всех стадиях концептуального моделирования. Эмпирическая база в достаточном объёме закладывается в основном звене общеобразовательной школы, так как большая часть образовательных учреждений перешла на концентрическую модель преподавания истории и обществознания.

Методическая основа концептуального моделирования – аналогия - сравнение - обобщение (на основе абстрагирования и идеализации). В результате использования методики возникают аспектные исторические (социальные) теории, являющиеся одновременно и модификациями “ядра”, и средством его дальнейшей интерпретации. На завершающем этапе – сведении аспектных исторических (социальных) в метатеорию (концепцию) – применяется указанная выше категория теоретического синтеза.

Методические приёмы используются в совокупности со всеми стандартными средствами обучения (инструментом достижения наибольшей эффективности в обучении): ТСО, наглядными средства обучения в виде таблиц, блок-схем, стендов, плакатов, раздаточными материалами в виде карточек-заданий, технологических схем, опорными конспектами, монографиями и пр.

Наиболее рациональным вариантом применения средств обучения (учебников и учебных пособий) в преподавании общественных дисциплин автор считает использование такого учебного пособия, структура которого состояла бы из двух частей – ядерного компонента и системы учебно-методических заданий проблемного характера по каждой тематике. Интерпретационный момент остаётся за преподавателем и учеником, их мировоззренческими принципами, гражданской позицией и пр.

Таким образом, теоретическим результатом понятийной реконструкции и концептуального моделирования является некоторая концепция, модель, являющаяся рабочим понятием в заданной плоскости учебного процесса. В перспективе синтез моделей предполагает всё более глубокую абстракцию, и в конечном итоге ученик должен выйти на универсальную схему процесса, которая должна стать основой его онтологических воззрений, гносеологических умений и навыков, методологическим средством ориентации в мире.

Применение указанных методов при подготовке к решению тестовых заданий представим на следующих эмпирических примерах.

I этап: подготовка к ЕГЭ (по истории России).

Подготовку рекомендуется вести:

по периодам: первобытное общество у славян, переход к феодализму, феодализм (раннефеодальное государство Киевская Русь, феодальная раздробленность, позднефеодальное государство Московская Русь, Россия, Российская империя) и т.д.;

по направлениям: внешняя политика, внутренняя политика, государственное устройство, экономика (промышленность/ремесло, сельское хозяйство, торговля [внутренняя, внешняя: импорт, экспорт]), социальная структура и пр.

Первый этап: подготовка к ЕГЭ (по обществознанию).

Подготовку рекомендуется вести:

по методологическим подходам (формация, цивилизация, культура);

по культурно-историческим типам (циклам): первобытное общество, цивилизации Древнего Востока, античная цивилизация, эллинская цивилизация, римская цивилизация, цивилизации Средневековья и т.д.;

по сферам общественной жизнедеятельности: модели политико-правовой сферы (государство, форма правления, политическая партия и пр.) и их динамика; модели экономической сферы (натуральное и товарное хозяйство, командно-административный, рыночный и смешанный типы экономики и пр.) и их динамика; модели социальной сферы (социальная структура, социальная дифференциация и стратификация, социализация, социальные статус, функция, роль и пр.) и их динамика; модели духовной сферы (мировоззрение, религия, философия, ценность и пр.) и их динамика.

Естественно, данные тезисы не являются методическим пособием для подготовки к ЕГЭ, и не ставят целью представить все концептуальные схемы. Приведем пример: “Формы правления в позднефеодальном государстве” (та же концептуальная модель применяется в курсе “Обществознание”, тема “Формы правления: монархии…”).

При помощи метода понятийной реконструкции даем определение понятие монархия. Монархия – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит один человек (для отсечения определений других понятий добавляется “и его власть передаётся по наследству”).

Общая концепция монархии выглядит следующим образом:

Аспектная концепция “сословно-представительная монархия”.

Категории сословно-представительная монархия, используя метод понятийной реконструкции, дается следующее определение – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит один человек (для отсечения определений других понятий добавляется “и его власть передаётся по наследству” плюс добавление – “который в своём правлении опирается на органы сословно-представительной власти и принятые на них решения”).

В органе сословно-представительной власти представлены абсолютное большинство имеющихся в обществе на данном этапе развития сословий (таким в России являлся Земский Собор, собирающийся периодически через неопределенные промежутки времени, постоянно действующим при царе органом власти являлась Боярская дума органы, так называемой “законосовещательной” власти; исполнительную власть представляла система приказов – исполнительных органов власти, построенных как по отраслевому, так и по территориальному принципам). При этом церковная власть во главе с патриархом имеет параллельную структуру власти, из-за чего между светской и церковной властями часто возникают противоречия, нередко заканчивающиеся кровопролитием.

Таким образом, аспектная концепция “сословно-представительная монархия” выглядит следующим образом:

Аспектная концепция “самодержавная (абсолютная) монархия”.

Категории самодержавная (абсолютная) монархия, используя метод понятийной реконструкции, дается следующее определение – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит один человек (для отсечения определений других понятий добавляется “и его власть передаётся по наследству” плюс добавление – “и не ограничивается никем и ничем”).

Абсолютной монархией Россия становится при Петре I, официально изменился и титул царя (на императора), и название государства (на Российскую империю). В эпоху великих преобразований, затеянных одним человеком, правда, под влиянием объективных факторов, представительные органы власти становятся бесполезными и тянущими назад (используя метод концептуального моделирования для создания полной модели данной ситуации, было бы интересным наложить полученную модель на действия Б.Н. Ельцина осенью 1993 г.), модернизации подвергаются и органы исполнительной власти (приказы заменяются на коллегии). В помощь монарху расширяется бюрократический аппарат, появляются новые органы власти (Сенат). Церковная власть всегда традиционна, инновации опасны для церкви как таковой, поэтому возникает необходимость и её подчинения светской власти, уже полностью подчиненной монарху. С этой целью создаётся Синод – духовная коллегия, вошедший в структуру исполнительной власти.

Таким образом, аспектная концепция “самодержавная (абсолютная) монархия” выглядит следующим образом:

При Александре I структура самодержавной монархии была адаптирована в соответствии с веяниями времени, нисколько не изменив своей сущности:

Аспектная концепция “конституционная монархия”.

Категории конституционная монархия, используя метод понятийной реконструкции, дается следующее определение – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит один человек (плюс “его власть передаётся по наследству” плюс добавление – “но, при этом власть его ограничивается действующей конституцией и конституционными органами законодательной, исполнительной и судебной властей; за монархом, чаще всего, остаются лишь церемониальные функции”). Государство с такой формой правления, чаще всего – светское, церковь отделена от государства и не имеет прямого влияния на государственную власть.

При этом аспектная концепция “конституционная монархия” выглядит следующим образом:

Конституционной монархии в России так и не сложилось, несмотря на принятые в 1906 году “Основные законы…”. Возникшая форма правления в историографии получила название “Думской монархии”. В соответствии с представленными выше концепциями выглядит она следующим образом:

Даты, события, деятельность исторических личностей, должны уточнять теоретические модели, накладываясь на них в виде эмпирических фактов. При этом крупная модель разбивается на несколько аспектных блоков, каждый из которых – сложная теоретическая модель, подтверждённая эмпирическими фактами.

Например, аспектная модель “Государственная дума” общей модели “думская монархия”. Её составляющие следующие: