Смекни!
smekni.com

Введение в традицию как цель образования (стр. 2 из 2)

Организация мировосприятия на основе Истины обеспечивает органическую целостность миросозерцания, складывающегося благодаря тому, что каждое лицо из нового поколения, приходящего в мир, соотносит опыт собственного духовного возрастания и живой общественной практики с ценностно-смысловыми доминантами, составляющими основу общественной практики и духовной жизни отеческих поколений.

Организация мировосприятия на основе знания способствует формированию научного мировоззрения, которое выступает в форме систематической картины мира, изменяющейся по мере изменения методологических оснований научного познания. Категория научного мировоззрения включает в себя также методологический компонент – развитие мышления, исходящего из принципов и начал, мышления, свободно полагающего себя в отношении к явлениям мира и стремящегося упорядочить мозаику обыденного опыта, мышления, знающего себя как господствующее в хаосе существования. "Мыслю, следовательно существую" – это логос мировоззрения личности, принимающей собственное воззрение на мир как плод свободного применения своей способности мыслить и разуметь.

Организация мировосприятия на основе информации способствует складыванию операциональной или конструктивной картины мира, могущей быть изменяемой по принципу конструктора, мозаики или калейдоскопа.

Формула ЗУН в наибольшей степени соответствует стратегии организации мировосприятия на основе знания. Важно при этом помнить, что в классической научной методологии понятие "знание" никогда не рассматривается как нечто готовое, как вещь, которая "передается". Знание не может попасть в сознание человека помимо его активной деятельности. Знание должно быть "добыто", а не "передано". То, что передается в учебном процессе – это условия деятельности, в рамках которой в сознании разворачивается рефлексивная схема, способная "поймать" в свою сеть движение мысли, образующее устойчивую, постоянную форму, "покоющуюся в изменении" и определяющую течение явлений. Знание и есть такое "пойманное" движение мысли, знание есть "понятая", "по-ятая", "схваченная" мысль. Знание организовано как система понятий. Умения и навыки в системе ЗУН иерархически соподчинены знанию. Умения и навыки опосредуют приоритет знания в общественной практике и в самоорганизации субъектности человека.

В стратегии организации мировосприятия на основе информации формула ЗУН редуцируется — развиваются операциональные и конструктивные способности, адаптированные к конкретной социально-политической и экономической действительности. Эта действительность изменяется в зависимости от баланса сил на мировой политической арене. Но на полотне личной картины мира, складывающейся у человека, получившего образование в этой стратегии, не отображаются энергии, управляющие этим балансом. Его собственная энергийная жизнь также за пределами возможностей его самоорганизации. Он живет по "хотению", являющемуся из недр его существа и принимаемому им как естественное, должное быть удовлетворенным. Его жизненная стратегия — это стратегия адаптации: любая социальная система принимается ("адаптируется") под углом зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации жизни по хотению.

В стратегии организации мировосприятия на основе Истины ориентацию берут на освоение традиции. Традиция, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта — три составляющие, взаимоотношение которых точно передает евангельский символ — "Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь". Освоить традицию — это значит приобрести искусства соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, "своим среди своих", познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.

Каждая из описанных стратегий ответствует действительной включенности человека:

— в целостность со-бытийной реальности

— в пределы изученного наукой мира, в котором наибольший интерес представляет часть, подвластная технологическому освоению,

— в пределы форм социально-политической организации, подвластной социальным технологиям.

Уровни организованы по иерархическому принципу: высший уровень включает в себя предшествующие. Низший уровень не дает возможности достигать более высоких.

Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей — мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узко-операционально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания — человеческое достоинство — в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, — в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели.

В постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.

Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений — сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.

Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме ЗУН, также других содержательных элементов

1. опыт трудовой деятельности;

2. опыт творческой деятельности;

3. ценности и смыслы традиции;

4. опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;

5. опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.

Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке Закона об образовании, как система учреждений, образовательных программ и управления.

Человека воспитывает культура – совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.

Однако институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль. Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она передает не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче противоречащие традиционным, — она становится инструментом разрушения традиции.

Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на определенном включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдпломным. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель — системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.

Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.

Изучение православной культуры становится очень важным элементом в такой системе.. Мы изучаем то, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предки и продолжают руководствоваться верные им потомки, как и зачем они молятся, идут в Церковь, каковы их представления о добре и зле. Мы открываем для наших граждан прекрасный мир храмового зодчества, мир православной иконы, богослужебной музыки, мы показываем, как это церковное искусство и эти представления, укорененные в Церкви, глубоко и сильно влияли на светское искусство – литературу, музыку, на быт и уклад русской жизни. Это культурологические знания, культурологическое образование. Потому что здесь цель в том, чтобы наш народ, наши дети знали все это и чтобы выбор их, как жить, был действительно свободным, то есть сознательным. Чтобы выбирая собственные жизненные ориентиры, они имели представления о добре и зле не отвлеченные, не подменные, но конкретные, ясные, утвержденные поколениями предков, создавших нашу славную страну и нашу великую культуру.