Смекни!
smekni.com

Проектная деятельность учащихся (стр. 8 из 9)

Второй уровень – учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участии решает ее.

Третий уровень – учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить ее. Ученики должны самостоятельно выбрать из предложений гипотезу, обосновать ее, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы. Максимальной самостоятельности учащихся можно достигнуть, поставив их в безвыходное положение.

Четвертый уровень – творческая активность. Ученики самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль учителя при этом сводиться к опосредованному руководству.

В трудовом обучении есть все условия для организации индивидуальной работы с учениками. Учитель, осуществляя индивидуальный подход может определить, на каком уровне проблемности способен работать ученик, какие компоненты творческой деятельности им усвоено недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению выявленных недостатков.

Так, на уроках конструирования опытный учитель практически каждому ученику формулирует проблемное задание по изготовлению необходимого изделия.

Например: Учитель предлагает сконструировать какое-либо изделие, но это задание оказывается непосильно для ученикам, так как он не мог мысленно расчленить процесс изготовления изделия. Для решения этой проблемы учитель конкретизирует задание, тем самым снизил уровень проблемности, задание стало соответствовать возможностям ученика.

Во время изготовления изделий следует соединять фронтально-групповую и индивидуальную работу учащихся. Конструирование отдельных изделий и составление технологий их изготовления учитель организовывает групповым методом, а изготавливают их учащиеся индивидуально. В процессе решения конструкторско-технологических учебных проблем они помогают друг другу, критически оценивают выдвинутые суждения, контролируют действия товарищей.

Коллективные методы ( Урок №4) поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрять на занятиях по технологии, известны давно и достаточно эффективны. Их применение оправданы тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе и умение прорабатывать совместно задачи, требующих решений важно для его будущего.

Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Не редко учителя считают, что только они сами в силах доступно и верно объяснить сложный материал, но во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, ели им будет обеспечена необходимая помощь учителю. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учить не только учитель, но и ученики друг друга.

Учитель заранее делит класс на группы по 5-6 учеников в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры – будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливают все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы и модели изделий, трафареты, технологические карты, инструкции по технике безопасности, оборудование и инструменты. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задание, поскольку они уже предварительно отвечали учителю, изучали технологическую карту и отработали определенную операцию.

Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи в тетради. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а так же продумать вопросы для второй группы, та готовит вопрос для третьей группы. Если у отвечающих возникает затруднение, то дают объяснение задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или задавать вопрос.

Применение КСО возможно на обобщающих уроках. В этом случае ученики, давая ответ, проговаривая известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы.

КСО можно применять и на уроках контроля и знаний. Каждый учащиеся сдает готовую работу в начале лидеру группы, который ставит оценку. При этом лидер оценивает соблюдение технологической последовательности при изготовлении изделия, соблюдения техники безопасности при работе, частота и порядок на рабочем месте. Учитель, как правило, согласен с оценкой или задает дополнительный вопрос.

Существует несколько способов деления класса на группы. Например: Разделить его на равноценные группы, т.е. в каждой собрать сильных и слабых учеников. Здесь учитель может ставить одну проблему на всех, давать одинаковые сложности, практические задания и будет уверен, что все группы справятся. В другом случае, можно создать разноуровневые группы, т.е. объединить в одних – успевающих, в других – неуспевающих учащихся. В этом случае инициатива слабых и робких учеников не подавляется сильными учениками. Оставшись наедине со своими задачами, они просто вынуждены будут их решать. Для таких групп надо готовить посильные задания, иначе теряется интерес, снижается мотивация. Такой же подход необходим и к сильный ученикам – им надо предлагать задания творческого, исследовательского плана. При этом учителю предстоит большая работа по подготовке разноуровневых заданий к каждому уроку, подготовительная работа с лидерами, подготовка раздаточного материала.

Некоторые учителя труда используют объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней парте.

Применение КСО на уроках трудового обучения помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работу способность, воспитывает такие качества как взаимоконтроль, самоконтроль, готовят к практической трудовой деятельности.

Игровое обучение

В зарубежной педагогической практике игра занимает значительное место. Она используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы.

Привлекательность игрового метода обучения объясняется, в первую очередь, его возможностями в плане обучения учащихся поисковым и исследовательским процедурам, формирования культуры рефлексивного мышления. Другим важным достоинством обучающих игр является радикальное сокращение времени накопления опыта, его прочность и «личностная прочувствованность».

Дидактические возможности игр

1) Учебные игры предоставляют возможность обучаться на собственном опыте, самостоятельно решать трудные проблемы, а не просто выслушивать рассказ учителя или наблюдать за его действиями.

2) Учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности.

3) Игры создают потенциально высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

4) Учебные игры безопасны для учащихся (в отличие от реальных ситуаций).

5) Игра обеспечивает глубокое вовлечение в выполнение задания, высокую мотивацию достижения.

6) Игровая модель позволяет «сжимать» время.

7) Игры психологически привлекательны для учащихся.

8) Игровая модель обучения эффективна для закрепления знаний, творческого осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностных ориентации.

Ограничения учебных игр

1) Полноценное применение игр в учебном процессе требует значительного личностно-профессионального потенциала учителя, наличия специальной методической подготовки.

2) Учебные игры требуют больших временных затрат на подготовку, чем традиционная учебная деятельность.

3) Материалы учебных игр сравнительно менее доступны, чем традиционные учебные материалы, они также могут быть достаточно дорогими.

4) Во время проведения игр возможны значительное оживление, высокая подвижность участников, что не всегда нравится администрации и учителям.

5) В некоторых играх число участников ограничено.

Различают следующие виды игр:

Ролевые игры

Имитационно-моделирующие игры

Игры-состязания

Игры – направляемые и творческие дискуссии

Самые распространенные игры – это ролевые игры и ИМИ

Ролевые игры

Ролевые игры (игры-драматизации) были самыми первыми среди всех типов учебных игр. Исполнение роли вовлекает в игру не только интеллектуально, но и эмоционально, позволяет полностью увлечься игрой. Поэтому ролевые игры, ролевой компонент, сохраняют ведущее значение и в современных дидактических разработках.

Дидактическая ориентированность. Этот тип игр целесообразно использовать на этапе освоения и закрепления материала. Различная степень сложности исполняемых ролей позволяет организовывать ролевые игры в группах детей с различным уровнем подготовленности.

Педагогическая ценность ролевых игр состоит в том, что они создают условия для познания через прочувствование, эмоциональное «проживание», через активную деятельность. Знания, связанные с чувствами, не только являются наиболее прочными, как это известно из любого учебника психологии, но самыми полными, дающими целостное представление об изучаемом материале и его месте в реальной жизни.

Имитационно-моделирующие игры (Урок №8)

Дидактическая ориентированность. Этот тип игр наиболее соответствует таким задачам урока, как закрепление материала или обучение учащихся применению на практике уже имеющихся знаний.

Педагогическая ценность. В социально-психологическом плане имитационно-моделирующие игры способствуют формированию активной жизненной позиции, учат делать выбор, принимать обоснованные решения.