Смекни!
smekni.com

Презумпция человечности (стр. 2 из 2)

Иными словами, взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития, по мере взросления становиться действительным автором собственного развития, говоря словами Г.Гессе, наряду с внешней судьбой обретать судьбу внутреннюю, более сущностную, не случайную.

Взросление - дело трудное и даже болезненное. Если воспрепятствовать развитию человеческих способностей, ребенок может превратиться в карикатуру на человека или чудовище. К сожалению, иногда случается и такое. Если детскую душу ранить или оставить в запустении, воспользовавшись наивной неискушенностью вовлечь в пагубу, ребенок заболевает. В известных с детства сказках (будто написанных на злобу дня сегодняшнего) это называется колдовством. Как тут не вспомнить Иванушку, который ослушался сестрицу, напился из болота и стал козленочком; Кая, которому в глаз попал осколок разбитого дьявольского зеркала, и сердце его оледенело; братьев, по злой воле превращенных в диких птиц. Метафоричность потери человеческого облика будто списана с неутешительных реалий настоящего с уже привычными нарицательными обобщениями: наркоманы, "отморозки", порченные.

На некоторых детей тень "порчи" падает с рождения. О них мы говорим "дети с особенностями развития".

Чтобы "расколдовать" ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни необходим близкий Другой-человек. В жизни как в добрых детских сказках процесс спасения (исцеления, личностного пробуждения) является серьезным испытанием. Испытанием и для ребенка, и для близкого человека: Герда ради спасения Кая отправляется в рискованное путешествие в царство Снежной королевы; сестра вопреки опасностям, превозмогая боль, шьет голыми руками братьям рубашки из крапивы.

Ф.М. Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное еще из детства, из родительского дома: если набрать таких (добрых) воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь, но и одно только хорошее воспоминание, оставшись при нас, может послужить нам во спасение. Э.Фромм усиливает эту мысль, утверждая, что родители дают жизнь, но они же могут ее забрать или сделать невыносимой; родители способны на чудеса любви - и никто не может причинить такого вреда, как они [51, с.160]. Ф.М.Достоевский и Э.Фромм подчеркнули и благодатную силу, и угрозу, заключенные в родительском отношении.

Анализируя этот факт, соотнося его с опытом педагогической и психологической практики, нетрудно убедиться, что связанность со взрослым (не только с родителем) одновременно таит для ребенка и целительные силы, и болезнетворную опасность.

Значимые взрослые

Какие же сугубо психологические факторы определяют влияние взрослого на душевное состояние и духовное развитие ребенка? Специалистам известно широко употребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение - "значимый взрослый". В поиске ответа на поставленный вопрос появляется необходимость наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый - это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...

В основе классификации понятия "значимый взрослый" - две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые наиболее полно отражают его статус в жизненном мире конкретного ребенка. Это показатели кровного родства - "родной-чужой" - и духовной близости - "близкий-чуждый". Критерием первой характеристики является принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей - устойчивая духовная связь

Классификация значимых взрослых

Духовная связанность Кровное родство

Близкий Родной Чужой

Чуждый родной и близкий чужой, но близкий

родной, но чуждый чужой и чуждый

Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Мера кровного родства ребенка и взрослого изначально задана. Поэтому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости. Здесь выделяются две наиболее общие тенденции: атрибутом первой являются взаимное внимание, понимание, принятие, доверие; вторая переживается как выраженное взаимное несогласие, разобщение, отчуждение, безразличие или неприятие.

Приближенный еще не значит близкий. Именно духовная близость гармонизирует развитие личности ребенка; отчуждение и неприятие искажают ситуацию развития, становятся болезнетворным фактором в жизни детей.

Специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке, непосредственно - в ребенке, его устремленность навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске отношения соразмерного детским возможностям. Такое отношение - по сути благодатно. Эта любовь осуществляется через со-бытие в духовной практике воспитания ребенка. Значимый взрослый (в норме!) - ответственный координатор со-бытия - использует себя, свою собственную личность в качестве "инструмента" выстраивания и развития совместности с ребенком.

Педагогические позиции

Чтобы практически обеспечивать детям человеческие условия развития, необходим определенный эталон, нормативная система координат. Авторитетные российские психологи В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман блистательно решили эту задачу, предложив оригинальную типологию базовых педагогических позиций.

Понятие "норма развития" является культуро- и личнообусловленным. Первый шаг в различении позиций - определение исходных оснований взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка. Жизнь человека обусловлена культурой, но не сводима к ней, проживается и переживается непосредственно. Поэтому первое разделение позиций взрослых - на позиции "культурные", связанные с сознанием, хранением и передачей норм и эталонов культуры другим поколениям, и позиции "бытийные", связанные с выращиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости, красоты и самоценности жизни.

Второй шаг - определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности. Взрослые в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции (линия отождествления), либо к утверждению самобытности ребенка (линия обособления).

Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, жизненной укорененности - главный результат работы (жизни) взрослого в "бытийных" позициях. Встреча с "родителями" дарит ребенку чувства защищенности и жизнелюбия. Встреча с "мудрецом" позволяет найти, создать, усмотреть в общечеловеческой (а потому - ничьей, безличной) сокровищнице жизненных ценностей свое собственное сокровище, свет и богатство собственной души.

Позицию "родитель" не стоит замыкать на родовой связанности взрослого и ребенка. "Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, но узы уважения и радости к жизни друг друга", - написал Р.Бах. Существует разлитое родительское отношение человека к человеку, нацеленное на воплощение теплого чувства близости, сродства с людьми, миром, с самой жизнью, как основы жизненной энергетики и стойкости.

"Вооружение" детей культурными нормами, средствами, способами работы (практической, умственной, организационной) – цель деятельности взрослого в "культурных" позициях. "Умелец" погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. "Учитель" разрывает плотную ткань действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию. Встреча с "умельцем" формирует в ребенке такого же умельца, ее задача – чтобы взрослый и ребенок сравнивались в своей умелости. Такое итоговое тождество не предполагается при встрече ребенка с "учителем". Результатами своих трудов "учитель" удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя (и только себя), но зато чему угодно (угодно ученику).

Позиционирование взрослого в пространстве детско-взрослой со-бытийной общности потенциально является источником целого ряда образовательных процессов. Каждой педагогической позиции соответствует свой развивающий образовательный процесс: "родитель" - выращивание жизнеспособного человека; "умелец" - формирование специальных способностей; "учитель" - обучение всеобщим способам мышления и деятельности; "мудрец" - воспитание Всечеловеческого в человеке.

Благодатное отношение взрослого к ребенку - это единственный в своем роде сплав педагогических позиций; так из отдельных звуков складывается единый аккорд, а из исходных красок - новый цвет. Взрослым, строящим совместную с ребенком жизнь, нелишне представить себе состав и пропорции основных элементов, чтобы разобраться, кто же мы реально есть и кем можем быть в реальных отношениях с детьми.