Смекни!
smekni.com

Основные этапы развития вариативности отечественного начального образования (стр. 2 из 3)

Либерализм начала века был преодолен после 1812 г. в связи с изменением идеологии, переориентацией целей образования на "водворение в общественном воспитании начал веры и монархизма" [4. С. 94], с чем связаны изоляция каждого типа школ по принципу сословности, сокращение учебных планов, насаждение формалистического классицизма, усиление влияния религии и жесткого административного контроля. К 1838 г. крупные преобразования в системе образования были завершены, и подобное ее состояние отмечалось вплоть до отмены крепостного права в России.

Демократизм 60-х годов XIX века отмечен в области педагогики оживлением теоретической и практической работы, выразившейся в самопроизвольном количественном и качественном росте школ, дифференциации различных направлений в теории начального обучения. Этот период характеризуется повышением интереса к делу воспитания и обучения детей, развития их умственных и нравственных сил. Трудно переоценить вклад К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого в разработку содержания, методов начального обучения.

Однако официальная политика в области системы образования выразилась в объединении всех народных училищ общим курсом и способом управления с целью обеспечения религиозного и правительственного контроля над работой школ, согласно "Положению о начальных народных училищах 1864 г.". Их цель низводилась до "утверждения в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений" посредством обучения чтению, письму, началам арифметики [3. С. 129].

Политика усиления влияния религии, насаждения формалистического классицизма, сословности, жесткого административного контроля в образовании продолжалась. Начальная школа рассматривалась как самостоятельная, законченная сословная (крестьянская) школа. Содержание образования в начальных школах сокращалось, предпринимались попытки профессионализации школ, отмечалось качественное снижение учебной литературы.

Наряду с министерскими школами, с 1884 г. был учрежден и стал развиваться новый тип начальных школ - церков-но-приходские, - имевший целью "утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания" [6. С. 5]. Правительственные ассигнования обеспечивали быстрый рост школ нового типа.

Следовательно, несмотря на преодоление альтернативности образования еще в начале века, сохранялась его вариативность в организационном и содержательном планах. Таким образом, к концу XIX - началу XX вв. Россия подошла со сложившейся сословно-классовой системой образования, чрезвычайно сложной по своей внутренней структуре.

Свод законов Российской империи разделял все учебные заведения на высшие, средние, низшие. К разряду низших общеобразовательных школ относились уездные и городские училища, а также начальные училища различных (свыше двадцати) наименований. Столь же сложной была и внутренняя структура начального образования, состоявшая из школ трех ступеней, принадлежащих к двум разрядам по принципу ведомственной принадлежности (школы Министерства народного просвещения и школы Духовного ведомства).

К школам первой ступени относились школы организованного и неорганизованный типа. К первым принадлежали одноклассные училища (низшая элементарная школа) с 3-годичным (2-годичным для церковноприходских) сроком обучения; ко вторым − школы грамоты, дававшие минимальный объем знаний. Круг учебных предметов организованных типов школ был образован законом Божьим, чтением по гражданской и церковной печати, письмом, начальными арифметическими сведениями, церковным пением.

Вторую ступень составляли двухклассные училища (министерские образцовые училища, второклассные церковноприходские школы). Их первый класс был аналогичен одноклассной школе, срок обучения во втором классе составлял 3 года (2 года для церковноприходских школ). Дополнительно к предметам школы первой ступени присоединялись история, география, рисование, черчение, сведения из естественной истории в министерских школах. В церковноприходских школах курс предметов первой ступени расширялся за счет истории, географии.

Третью ступень составляли многоклассные училища (уездные, с 3-летним сроком обучения, и городские - с 6-летним). Из всех начальных училищ выход в среднюю школу имели только уездные училища, все остальные начальные школы были тупиковыми.

Кроме того, начальное обучение осуществлялось в городе: в школах при детских приютах и воскресных школах, школах домашних учителей, в приготовительных классах при средних учебных заведениях, на дому с помощью наемных учителей; на селе практиковалось обучение детей родителями или выучившимися братьями и сестрами (Д. И. Шаховский).

IV этап определен коренными организационными, содержательными, методологическими преобразованиями системы просвещения после октябрьской революции 1917 г. Комплекс реформистских мероприятий включал в себя организацию новой системы управления образованием, ликвидацию сословного признака, отделение школы от церкви (а церкви от государства) и придание ей светского характера. Их итогом стала организация единого типа средней трудовой школы с 9-летним сроком обучения с одинаковым уровнем мужского и женского образования. Ее первой ступени соответствовала начальная школа, имеющая 5-летний срок обучения (с 20-х гг. - 4-летний). Итогом коренных преобразований системы образования можно считать принятие закона "О всеобщем обязательном начальном обучении" (1930 г.).

Проводилась большая работа по согласованию содержания образования, единых учебных планов по предметам школьного курса, подготовке стабильных учебников. Создавались монографии, учебные пособия по проблемам обучения детей; исследованию, с целью совершенствования, была подвергнута методическая система преподавания различных предметов.

В конце 50-х и в 60-х гг. на первый план был выдвинут вопрос об ускорении развития, расширении познавательных возможностей детей под влиянием методов обучения и введения в процесс обучения нового, усложненного содержания. Для его решения начались экспериментальные работы, в итоге это отразилось сокращением на один год срока обучения в начальной школе, благодаря изменению его содержания и методики обучения.

Переход к всеобщему среднему образованию (к. 70-х гг.) формально завершил длительный этап альтернативного и вариативного образования в стране. Установилась единая, строго регламентированная система школьного образования с невариативными содержанием и методами обучения, отраженными в единых учебных программах и планах. Трехлетняя начальная школа явилась ее первым звеном.

Но динамичность образования, его тесная связь с различными аспектами жизни общества определяет его изменчивость на различных этапах исторического развития. Это убеждает в неотъемлемости черт вариативности образования. Достижение его полной унификации невозможно в связи с субъективными различиями в реализации его целей даже в строго регламентируемых условиях. Поэтому восстановление вариативности на современном этапе (с 1980-90 гг.) исторически обусловлено, детерминировано всем опытом отечественной педагогической практики. Ее направленность не столько на структурные, сколько на содержательные и методологические аспекты образования связана с задачами его обновления на основе достижений науки и психологизации обучения, отказа от авторитаризма в отношениях учителей и учеников. Восьмидесятые - девяностые годы стали для отечественной школы периодом постоянных преобразований, связанных с построением концепции новой школы. Получили развитие идеи личностного подхода к воспитанию; единства воспитания, обучения и развития, педагогики сотрудничества (В. Матвеев, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, В. Ильин, С. Соловейчик). Был осуществлен эксперимент по обучению детей с шести лет.

Закон РФ об образовании (1992 г.) определил принципы государственной политики в области образования, дал возможность вновь развиваться альтернативным и вариативным формам получения образования.

Школы получили возможность перехода на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменения своего статуса, введения новых учебных планов, более свободного выбора учебных предметов и объемов их изучения, выбора учебных программ, введения альтернативных учебников, осуществления многоуровневого и дифференцированного обучения, отбора содержания учебного материала и методов его преподавания. Это предоставило родителям и учащимся право выбора формы приобретения образования и его направленности уже с начальной школы.

Процесс обновления образования сопровождался массовой апробацией в школах России альтернативных и вариативных систем обучения. Богатый опыт их проектирования представлен концепциями учебной деятельности (Д. Б. Эль-конин, В. В. Давыдов), проблемного обучения (Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин), поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), обучения на высоком уровне сложности (Л. В. Занков), школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) и др.

Массовая апробация с 1991/92 учебного года в начальном образовании систем обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обусловлена наибольшей степенью соответствия их содержания новым целям обучения [7].

С 1995/96 учебного года обе системы введены в практику работы общеобразовательных учреждений как вариативные, наряду с сохранением традиционной системы обучения. С этого времени вариативность образования в начальной школе можно рассматривать на двух уровнях:

вариативность целостных систем начального образования: традиционная, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;

вариативность предметных курсов внутри образовательных областей действующих систем.

В сложившихся условиях действующие системы сохраняют самоценность в связи с соподчинением общей направленности образовательной политики, хотя в связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение школами опробуются и другие программы [8].