Смекни!
smekni.com

Миросозерцание и профессия (стр. 2 из 2)

Итак, профессия - служение обществу. Она требует благоговейного отношения к себе: "трудна работа Господня". Но "проклят всяк, творя дело Господне с небрежением".

V.

Те, кто когда-то самоотверженно отдавали свои силы на служение народу, часто испытывали одно очень тяжелое разочарование. Они замечали, что народ мало ценит их служение, и не только потому, что он слеп, но и потому, что ценить можно только ценную силу, а они, малообразованные и малопрактичные, были малоценными работниками. Итак, общественное служение тесно связано с личным совершенствовавшем.

Но личное совершенствование необходимо еще и по другой причине. Общество также хозяин, общество также обычно интересуется человеком прежде всего с точки зрения эксплуатации нужных ему сил этого человека и, когда этих сил у человека уже не станет, не станет он и интересным обществу. И такое отношение современного общества к личности человека, конечно, не может не раздражать человека. В человеке все протестует против этого: с какой стати он, Петр NN, отдал свои силы толпе Иванов NN? Чем их жизнь ценней его жизни?

Мы видим в истории, как часто период служения народу сменялся периодом служения личному счастью: в человеке вспыхивает реакция против хронического самопожертвования. И правда эгоизма состоит в том, что личная жизнь - необходимая и законная потребность человеческой личности. Эгоизм заблуждается лишь в том, что личную жизнь ищет во внешней жизни, хрупкой и слишком зависящей от ряда внешних условий. Счастье внутри человека, в многосторонней и сильной внутренней жизни. Но такая жизнь не дар небес. Она приобретается путем неустанной работы над личным развитием, личным самоусовершенствованием.

Проповедь совершенства назовем перфекционизмом. Мораль перфекционизма совмещает общественные и личные интересы: совершенствуйся во имя своей внутренней жизни и помни, что общество ценит лишь достигающих известной степени совершенства людей. Этим определяется отношение перфекционизма к профессионализму. Когда мы в действии самоопределились и посредством размышления над собой познали себя, мы избираем себе профессию, и наше дальнейшее дело - совершенствование в этой профессии, как центре всей нашей жизни и исходной точке для личной жизни. Стань хорошим профессионалом!

Что это, проповедь профессионализма? Да. Мы должны, наконец, признать, что доктор, отдающий минимум половину своей бодрствующей жизни преждевременному отправлению людей на тот свет, не только скверный доктор, но и скверный, безнравственный человек. Но таков и плохой учитель, земец, адвокат, чиновник, офицер, и т.д. Итак, человек, занятый какой-нибудь профессией, не может никогда быть хорошим человеком, если он плохой профессионал.

В наш век дилетантизма проповедь профессионализма не популярна: еще нравятся плохие доктора, ничего себе играющие на скрипке. Но профессионализм плох лишь тогда, когда он узок. Профессия не единственное окно в нашей жизни. Мы должны прежде всего быть людьми, живущими большой и сильной жизнью. Но разве негодяй может быть хорошим воспитателем, полезным народу доктором, бесстрастным судьей, неподкупным чиновником, верным долгу офицером? Профессионализм не исключает человечности, но, именно, профессия - наиболее удобная точка сосредоточения развития своих общечеловеческих свойств. Идеал, когда именно профессия дает личное удовлетворение и личное совершенство.

VI.

Итак, совершенствуй себя в служении совершенствованию общества. Но как предугадать путь совершенствования? Здесь возможны два выхода. Стоя на своем месте, я всматриваюсь в окружающую меня действительность, намечаю в ней здоровые тенденции и им служу, приспособляя к ним и себя. Я не отрываюсь от действительности и не отказываюсь от нее. Я следую указаниям этой действительности. Я реалист.

Представители реалистического миросозерцания чаще всего практики.

Они стремятся все время иметь дело с действительностью и лишь продолжать работу этой действительности. Они стоят на твердой почве, не зарываются в отдаленное будущее. но и не зажигают огней отдаленного будущего, озаряющих путь современного человечества. Зато они прекрасные дельцы.

Но иногда как раз в действительности и современности мы встретим отблеск идеала. И этот отблеск, как компасная стрелка, направит нас к идеалу, который, как магнит, станет неуклонно притягивать нас к себе. Действительности мы противопоставим идеалы. Мы идеалисты.

Правда, этот отблеск может оказаться только миражем. Мы можем оказаться беспочвенными мечтателями, оторвавшимися от действительности. Вся наша работа окажется нереальной, утопической. Идеалисты часто гибнут, как отбившиеся от дела люди, и часто именно из них выходят "никчемные" люди.

Но, ведь, этот отблеск может оказаться и реальным. Тогда идеалист угадал владеющий действительностью идеал и через это стал господином этой действительности. Вот почему идеалисты так часто бывают реформаторами и проповедниками. Правда, пока идеал еще слишком далек, о нем можно лишь думать, и поэтому идеалисты часто тяготеют к созерцательным, а не практическим занятиям. Но если идеалист уже и реформатор, при том удачный, то в то время, как реалист - прекрасный исполнитель данной профессии, идеалист - создатель новых профессий новой жизни и новых "мест" в ней.

Список литературы

Челпанов Г. проф. Введение в философию.

Паульсен. Введение в философию.

Риль А, Введение в современную философию. СПБ. 1914.

Философия в систематическом изложении. Дильтея, Риля, Оствальда и др. СПБ. 1909.