Смекни!
smekni.com

Место сказки в дошкольном образовании (стр. 2 из 2)

Экспериментальная работа по внедрению и апробации представленных положений ведется в детском саду № 435 Новосибирска в течение 6 лет (заведующая В.С. Плохотская, методист М.В. Инчина). Апробирование осуществляется на материале обучения дошкольников элементам математики. В экспериментальных группах все занятия по математике начиная с раннего возраста строятся либо как драматизация сказки, либо как сюжетно-ролевая игра, организованная средствами сказки. В экспериментальных группах начато также внедрение системы развития речи и сенсорного воспитания средствами сказки.

При разработке сценариев занятий осуществляется модификация русских народных и литературных сказок, специально для реализации целей конкретного занятия создаются авторские сказки. Занятия проводятся воспитателями под контролем методиста и автора.

Проведение такого рода занятий, как правило, постепенно изменяет педагогическую позицию самого воспитателя, побуждая его выстраивать неформальные, неотчужденные отношения с детьми.

Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т.д.

Далее, математическое содержание может выступать в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования, выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками-путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота (младшая группа). В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.

Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети младшей группы открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками. Действие счета осваивается детьми в дочисловом периоде, понятие числа как средства отображения количественных отношений (палочки) осваивается до усвоения собственно чисел.

Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).

Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки).

По существу, математическое содержание всегда оказывается включенным в деятельность детей как правило или условие ее выполнения, материал для ее построения, мера социальной значимости. Включаясь, таким образом, в деятельность, математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания, умения, навыки), но прежде всего оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.

Необходимо отметить, что сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог-дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действования, активными участниками которого являются прежде всего дети.

Что касается содержания обучения дошкольников элементам математики, наши дети далеко опередили традиционные программы детского сада. Уже в шесть лет все дети владеют счетом до 20, осваивают счет десятками, сложение и вычитание в пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, начинают осваивать действия умножения и деления, хорошо ориентируются по часам во времени, практически у всех детей наблюдается преодоление феноменов Ж. Пиаже и т. д. Однако главным результатом эксперимента является высокий уровень развития познавательной мотивации и творческих способностей детей.

Список литературы

1. Кликс Ф. Преобразующее мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1989.

2. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.

3. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1987.

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.