Смекни!
smekni.com

Идея университета - проект воплощения идеальной образовательной формы (стр. 2 из 2)

Иной взгляд на академическое образование высказал К. Манхейм. Если Вебер пытался предотвратить влияние "пророков" на студентов, то Манхейм, работавший во времена, когда Германия переживала трагедию фашизма, уже видел плоды деятельности больших и маленьких вождей. Он считает, что специализация, нейтрализующая интерес к реальным проблемам и путям их разрешения, и терпимость (объективность), настаивающая на важности самого факта тренировки мозгов, способствовали подавлению сознания у образовательных классов [8, c.471-474]. Образование, если оно хочет поддерживать у нового поколения эмоциональную стабильность и духовную целостность, должно взаимодействовать с остальными формами социального контроля. Нельзя "спасти автономию личности, пренебрегая анализом социальных условий, в которых человек должен жить и выжить" [8, c.480].

Опасение относительно сохранения университета как центра воспроизводства интеллектуальной элиты высказывает и Т. Вебелен. Но его интересует не столько давление на университет со стороны государства, сколько возрастающее влияние новых социальных лидеров: инженеров, техников, бизнесменов, стремящихся низвести высшее знание до уровня товара и предмета спекуляции. Эти "капитаны индустрии", не умея оценить культурное и социальное значение отвлеченной тяги к знаниям и праздной любознательности, ставят на приоритетные места соображения престижности и презентабельности университетов [1, c.356-358]. Здесь Веблен поднимает проблему массового и элитарного образования в той же плоскости, что и Ортега-и- Гассет, который характеризует современный мир как мир "восставшей массы".

Оптимистические надежды Дюркгейма относительно массового производства специалистов, обеспечивающего общественную солидарность, не оправдались. Ортега-и-Гассет, написавший свою работу "Восстание масс" в 1930 г., считает, что последствия массового производства специалистов еще не осознаны. Традиционные социальные элиты стали наполняться личностями, тип которых можно охарактеризовать как "человек массы". Это человек, не признающий авторитетов, довольный самим собой, стремящийся к спокойной комфортной жизни. "Специалиста" нельзя назвать образованным человеком, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность. Но беда в том, что "во всех вопросах, ему не известных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбициями, присущими знатоку и специалисту"[10]. Черты "человека массы" достигают апогея именно у современных специалистов. Этот человек, "оставаясь массой, хочет занять место элиты"[11]. Человек же элиты всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться к чему-то высшему и посвятить этому свою жизнь. Он предъявляет высокие требования к себе и чуствует свою ответственность перед обществом. Поэтому центром университета, по мнению Ортеги-и-Гассета, должен стать факультет культуры, который призван формировать личность, способную противостоять натиску масс.

Проблема, сформулированная испанским философом как претензии "человека массы", остается актуальной. Если Ортега-и-Гассет сосредотачивает свое внимание на характеристике типов личности, то современный французский социолог П. Бурдье вновь артикулирует эту проблему в терминах классового воспроизводства.

П.Бурдье отмечает, что в использовании Школы "существует цепная реакция изменений, некоторого рода диалектика аукционной надбавки"[4, c.74]. Группы, являющиеся традиционными пользователями образования, особенно высшего, озабочены сохранением дистанции между собой и новыми социальными категориями, использующими образование как базу для реконверсии. Эти противоречия выступают факторами инновационных процессов, заставляя тех, кто имел монополию на высшее образование, прибегать к "чрезвычайно разным и сверхъестественно изобретательным стратегиям, целью которых является поддержание позиции"[4, c.74]. Планка образованности может подниматься и опускаться в зависимости от того, как будут складываться отношения между статусными ожиданиями, социальным происхождением и успехами в учебе у различных групп студентов. Университет предстает полем борьбы не только за ставки, материальное обеспечение, набор студентов, но и за "истину об университетском мире"[4, c.143].

Наряду с процессами борьбы между индивидами и группами за право устанавливать правила игры в мире "университет", современные социологи обнаруживают тенденцию к превращению образования в средство освоения новых стилей жизни [6]. Понятие стилизации призвано отразить новую структуру общества, основанную не на вертикальном, а на горизонтальном членении. В обществе перестает быть стабильной и единообразной шкала престижа профессий, поэтому утрачивается мотивирующая сила социальной мобильности, а вместе с этим изменяется социальный смысл образования.

Характерные для современного университета процессы борьбы и стилизации можно рассматривать как разнонаправленные процессы. Но в совокупности они обнаруживают два важных момента. Во-первых, в обоих процессах проявляется новая роль культуры в обществе. Культура принимает на себя роль структурирующего агента в социальной стратификации. Во-вторых, университет не обладает ныне целостным, однозначно интерпретируемым образом, обладающим равнозначной ценностью в глазах членов общества. Из Alma mater он превращается в одну из транзитных общностей. Университет сегодня более похож на библиотеку, в которой читатель выбирает книги на свой вкус, нежели на башню из слоновой кости, где пестуется круг избранных. Не означает ли это, что университет перестает быть социальным институтом? Как отмечал Ю. Хабермас, "институция сохраняет свою способность функционировать до тех пор, пока она воплощает в жизнь присущую ей идею ... В этом смысле университет должен институционально воплощать и мотивационно обеспечивать каноническую жизненную форму, взаимно разделяемую его (общества) членами"[12]. Опыт осмысления идеи университета ясно показывает, что университет является противовесом тем тенденциям в обществе, которые угрожают его стабильности, с одной стороны, и возможности развития, с другой. Применительно к современным условиям это означает, что университет должен удовлетворить потребность общества в формировании нового типа профессионала: профессионала-энциклопедиста, способного в силу сформированных ценностей и приобретенных навыков деятельности противостоять энтропийным процессам в обществе.

Список литературы

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Вебер M. Избранные произведения. М., 1990.

Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т.2.

Бурдье П. Начала. М., 1990.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

Ионин Л.Г. Культура и социальная структура// Соц. исследования. 1996. N 3.

Ляхович И.В., Захаров Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.,1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.

Мишед Люсьен. Идея университета //Вестник высш. школы. 1991. N 9.

Ортега-и-Гассет. Восстание масс// Вопросы философии. N 4. С.121.

Ортега-и-Гассет. Восстание масс// Вопросы философии N 3. С.141.

Хабермас Ю. Идея университета// Вестник высш. школы. 1994. N 4.