Смекни!
smekni.com

К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания (стр. 3 из 3)

Где "идея и понятие истории"... На этом уровне необходима постановка вопроса о знании как феномене самосознания , и в этом ракурсе проблема историко-педагогического измерения в образовании обретает ценностной смысл как проблема исторического самосознания педагога. Осознавая свое профессиональное бытие в контексте истории позволяет педагогу видеть свою профессиональную деятельность в качестве культурно-исторического феномена и строить свое профессиональное целеполагание автономно.

Проблема автономной педагогики, характерная для отечественной педагогической мысли начала века, заслуживает того, чтобы быть осмысленной на новом современном методологическом уровне.

Педагогика как культурно-исторический феномен не может выступать как деятельность, производная от политики, экономики, идеологии, художественной деятельности, - она также автономна:, как любая из этих сфер. Каждый из культурно- исторических элементов этого рядя производен не один от другого, а от того целостного бытия, которое категориально может быть определено как "субстанциальное единство всемирно-исторического процесса".

Значимость историко-педагогического знания для профессионального самосознания педагога

• практическая

• мировоззренческая

• методологическая

Вопрос: если признается значимость исторического измерения в профессиональном самосознании педагога, то какими образовательными средствами это измерение может быть достигнуто. Или: какое содержание образование и какое педагогическое взаимодействие обеспечивает этот результат?

Кажется, ответ на поверхности - необходимо хорошее систематическое освоение курса всемирной истории. В каком объеме? В объеме профессионального историка? Но что это значит? Курс всемирной истории - это скорее регулятивный идеал, чем реальная образовательная форма. Историк одновременно с этим курсом осваивает систему методов изучения исторического материала - методов как сугубо специальных и частных, так и более общих, интегральных. Историк по преимуществу - тот, кто владеет методом разыскания и анализа исторических источников. Историк более высокого класса - тот, кто наряду с полем источников владеет возможно более широким полем историографических традиций. Историк наивысшего класса - тот, кто умеет выйти и на третий уровень - уровень целостного видения исторического процесса. Строго говоря, это уже "сверхисторический" уровень. В разных методологических школах он называется по-разному: философия или метафизика истории, концептуальная история, исторические спекуляции. В некоторых школах на этот уровень знания налагается запрет, - и, по-видимому, в этом запрете отражается правильное воззрение : в одном индивидуальном сознании практически невозможно совмещение всех трех уровней. Это совмещение - привилегия научного сообщества, традиции, школы, того еще не очень мало изученного феномена, который в отечественной традиции философского дискурса получил имя "соборный разум".

В методологии науки достаточно хорошо прояснен вопрос, что выход на понятийный уровень невозможен прямо с уровня фактов, сколь бы широко не было их поле. Процедура "обобщения", результатом которой выступает понятие, требует работы не только с уровнем "фактичности", но и с другими, принципиально иными мыслительными материями, каковыми являются рефлексивные логические формы - категории. Для обобщения фактов критической точкой выступает вопрос о достаточности фактического материала для обобщения. Невозможно принять во внимание "все" факты. Определение "все" - это категория количества. Обобщение требует принимать во внимание не "все вообще", а "все данного качества". Отношение качественной и количественной определенности задает меру искомого бытия, а вместе с ней и принцип рефлексивного определения той совокупности явлений, которые имеют отношение к существу интересующего нас фрагмента бытия.

Обобщение совокупности фактов, фиксированное в понятии "всемирно-исторический процесс" - парадоксально. Сюда должны попасть буквально "все" факты, вся фактичность бытия. В какой-то мере правы Суфии, когда говорят, что время - это то, чего человек не знает, как рыба не знает того, что такое вода. Знать явление - это знать его границу. Но рыба живет только в воде, как человек живет только в истории.

Выделение подсистемы истории - история государства история общества, религии или совокупности ряда факторов. Так возникает история как объект. Моделируется всемирно-исторический процесс.

Педагогика. Связь с проблемами самосознания. Отношение философии и педагогики должно быть переосмыслено. То что сейчас есть педагогика - это последствия становления массовой школы. Воспроизводство среднего человека, работника. Это - больше проблемы подготовки - дидактика.

Теория воспитания - почти утрата? Платон - вопрос о воспитании царя.

Однако в классической философии внутри нее проводится странная грань между двумя формами знания - ее обозначил еще Горгий- непознаваемо, или невыразимо, или непередаваемо. Коммуникативная сторона знания. Оно не только дело чистой мысли - достояния индивидуальности, но и дело слова - достояния общности, общения. Чистая философия - проблематика самосознания.

Педагогика - воспроизводство родовой сущности человека как дела практического разума, то есть того, который способен ставить цели и действовать на основании ценностей.

Ныне вопрос педагога о том, куда, в какую гимназию я поведу ребенка - это вопрос его самосознания. Если я готовлю конкурентного человека - это не социальный заказ, это мой выбор. Педагог должен задумываться о целях своих и целях другого человека, о границах передачи целей и этических ограничениях.

Ныне человек не "принадлежит" традиции - включенность в общность - дело его осознанного индивидуального деяния. Кризис юности - испытание на прочность "принадлежности" к тому или иному укладу.

Вот почему вопрос возникновения, генезиса и конфликта социальных норм становится профессиональным педагогическим вопросом, то есть философское и историко- философское знание входит внутрь знания педагогического.