Смекни!
smekni.com

Педагогическая мысль и школа в период Французской буржуазной революции XVIII века (стр. 2 из 2)

Лепелетье выдвигал и широкую программу умственного образования: в «домах» должны изучаться письмо, счет, элементы геометрии, мораль, общественное устройство (изучение «Декларации прав человека и гражданина»), рассказы из истории свободных народов и французской революции, основы сельского хозяйства и домоводства.

В итоге, по мнению Лепелетье, будет подготовлено новое молодое поколение, новые граждане, «сильные, трудолюбивые, дисциплинированные и честные», горячие патриоты.

Проект Лепелетье был, несомненно, революционным и демократическим, но в то же время он являлся мелкобуржуазной утопией. Лепелетье рассчитывал, что организация «домов национального воспитания» осуществит «революцию, кроткую и мирную», исправит пороки общественного неравенства путем воспитания бедноты на средства богачей, что было утопичным. И в то же время проект Лепелетье намечал пути решительной демократизации образования в интересах народа.

В Конвенте проект был подвергнут критике; в частности, указывалось на те трудности, которые возникнут при его реализации. 13 августа 1793 года проект Лепелетье был принят, однако со следующей поправкой: помещать детей в «дома национального воспитания» не обязательно, наряду с «домами» следует открывать школы и для приходящих детей. Но и это решение было отменено в октябре того же года. Судьба проекта Лепелетье свидетельствует о том, что широкие начинания Конвента во многих областях, в том числе и в области народного образования, не доводились до конца. В. И. Ленин объясняет это тем, что Конвент для проведения этих мероприятий «не имел должной опоры, не знал даже, на какой класс надо опираться для проведения той или иной меры».

Не был решен и практический вопрос о развертывании сети начальных школ. Хотя в декабре 1793 года Конвент принял декрет об обязательном начальном образовании, но к середине 1794 года вместо намеченных к открытию 23 тысяч школ функционировало лишь 8 тысяч.

Школа в период термидорианской реакции.

Педагогические идеи Гракха Бабёфа. После переворота 9 термидора то немногое, что было достигнуто в области народного образования, подверглось отмене со стороны новых властей. Так, в конце 1794 года была отменена обязательность начального обучения, а через год и его бесплатность.

При этом подчеркивалось, что большей части молодых граждан не следует стремиться к более широкому образованию. Разрешено было открывать частные школы, обслуживавшие детей буржуазии. Среднее образование давалось в так называемых центральных школах (одна на 300 тысяч жителей). В программе этих школ, готовивших детей буржуазии к «промышленной деятельности», было уделено большое внимание реальным знаниям: физике, математике и естествознанию.

В это же время открылась знаменитая высшая Центральная школа общественных работ, вскоре переименованная в Политехническую школу, которая сыграла позже выдающуюся роль в деле развития физико-математических наук.

Вся школьная система перестраивалась таким образом, чтобы ограничить образование для детей из народа.

В период термидорианской реакции усилилось недовольство трудящихся сложившейся обстановкой. В 1795—1796 годах группа революционеров во главе с Гракхом Бабёфом стала готовить восстание («Заговор равных») с целью свержения Директории и восстановления конституции 1793 года. Бабёф ставил задачей добиться полного социального равенства граждан. По словам Энгельса, Бабёф сделал заключительные выводы из идей французской демократии периода революции.

Бабёф и его последователи ставили целью установление коммунистического строя в результате революционного захвата власти. Однако они представляли себе будущий строй как уравнительный коммунизм: Комитет, подготовлявший восстание, разработал и ряд педагогических вопросов, связанных с воспитанием нового человека. Правильно организованное воспитание рассматривалось Комитетом как основа социального равенства. Воспитание должно быть национальным, охватывать всех будущих граждан, оно должно быть организовано новой государственной властью, быть подлинно всеобщим и равным, т. е. одинаковым для всех детей. Основная задача воспитания — развить горячий патриотизм, любовь к революционному отечеству. Новые люди будут широко умственно образованы и хорошо физически развиты. В сельских местностях должны быть организованы «воспитательные коммуны», где дети будут изолированы от общества и вырастут настоящими гражданами-коммунистами.

Однако у Бабёфа наряду с очень ценными идеями имеются ошибочные положения, явившиеся результатом исторической ограниченности его воззрений. Он не понимал значения промышленности, роли пролетариата, отрицательно относился к городу, недооценивал значения науки в развитии общества.

Педагогические воззрения Бабёфа и предложения Комитета «Заговора равных» по вопросам воспитания сложились под большим влиянием Руссо и Лепелетье.

Педагогические идеи, выраженные в ряде проектов по реорганизации народного образования в период французской буржуазной революции 1789—1794 годов, оказали огромное влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли в ряде стран мира, но, победив, буржуазия отказалась от всего подлинно передового, что содержалось в этих проектах.