Смекни!
smekni.com

Тихон Задонский (стр. 8 из 11)

Возведя педагогический процесс на уровень "истинного рожде-ния", свят. Тихон говорит: "да истинный отец их _будеши .", что от-носит окончание педагогического процесса в неопределенное буду-щее. Но из жизненного опыта предшествующих пожеланий нам извест-но, что процессы, формирующие наше мировосприятие, развивающийинтеллект и какие-либо умения, в явном или неявном виде происхо-дят с человеком в течение всей жизни, что русский фольклор подме-тил вместе с необходимостью этих процессов - "учиться всегда при-годится". Таким образом рождение, под которым понимается воспита- - 45 -ние и обучение, длится всю жизнь, и рождение происходит для буду-щей жизни на что и указывает святитель Тихон в утверждении будущ-ности отцовства. Это еще раз нам демонстрирует одно из качествправославной идеи воспитания - запредельность в отношении нынеш-ней земной жизни и, кроме того, от педагогов требует неусыпныхтрудов по окормлению воспитанников, поскольку качество работы ре-ально может быть оценено лишь со стороны другой жизни - жизни Не-бесной, т.е. в то время, как уже все процессы завершены и испра-вить что-либо не представляется возможным. Продолжая разговор о родителях, отметим имеющуюся в их рукахвозможность, которую святитель представляет как обязанность -воспитание с младенчества. Безусловно, в первые дни, месяцы и да-же годы своей жизни физически ребенок еще не готов к выполнениюсерьезных социальных функций, у него еще узок канал контакта сокружающим миром вне семьи. Но с внешним ростом в малыше растет ивнутренний человек и забота о его возрастании ложиться в первуюочередь на плечи родителей. Этот процесс святитель Тихон описыва-ет как "вливание в сердце их млека христианского учения".

Рассмотрим подробнее этот образ. В п.2.1 мы уже обращали нанего внимание в качестве указателя на содержание первоначальногообразования - "млеко христианского учения". Проанализируем теперьпервую часть фразы - "вливание в сердце их". В ней свят. Тихон схарактерной для него бережностью к слову и поэтичностью оченьточно говорит нам, во-первых, о направлении педагогического воз-действия на внутреннего человека и, во-вторых, о том, как этовоздействие должно производиться - знание мягко, постепенно, какбы вливаясь в сердце должно усваиваться ребенком. Таким образомутверждается необходимость постоянных воспитательных воздействий - 46 -на него со стороны родителей. Один из вариантов такого контакта -беседа, в описании святителем одной из которых также нет ни теникакого-либо давления, формирования: "Поминай убо им, что они кре-щены суть "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа"..., что мы рожда-емся и обновляемся крещением не к временной жизни сей... Напоми-най о смерти, суде Христовом, о вечной муке и вечном блаженстве".(Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского...//т.I,"Наставление христианское" - С.161)В качестве методической реко-мендации при проведении этих бесед, для лучшего усвоения получен-ного знания ребенком свят.Тихон указывает на постепенность сооб-щения материала: "одно по другом предлагай, дабы все в свежей па-мяти углублялось". Но самое главное воспитательное средство - благочестиваяжизнь самих родителей. Православие относится к семейной жизни вполноте ее задач как к подвигу благочестия.

Причины этого в рядеобъективных и субъективных причин, затрудняющих полноценное вы-полнение своих обязанностей каждым членом семьи. Поэтому опытпреодоления разных трудностей родителями не на словах, а на деленаиболее ярко отпечатывается в душе ребенка. Обращает на это вни-мание и святитель Тихон: "более бо они внимают словам, делам ипоступкам твоим, недели приказанию и наставлению твоему". Поэтому"когда хощешь, христианине, чтобы дети твои исправными и добрымибыли, буди сам исправен и добр", причем это настолько важно, чтосвятитоель Тихон говорит "иначе ничего не успеешь"(Творения ижево святых отца нашего Тихона Задонского...//т.V," Наставлениехристианское" - С.163). Поэтому разговоры, поведение родителейособенно в присутствии ребенка должны быть очень аккуратными и ужникак не противоречащими тем наставлениям, которые они ему препо- - 47 -дают: "...родители, как в слове, так и в деле крайне должны осто-рожно поступать: "в слове": не говорить ничего при них праздного,гнилого, сиверного, хотя и всегда того должно удаляться..., "вделе": не делать при них не токмо ничего худого, но и посредс-твенного..." Ребенок должен находиться в таком состоянии, для ко-торого В.Зеньковский использует "словосочетание "переживание поэ-зии семьи", одновременно указывая на тяжелые последствия в отно-шении ребенка "...семейных ссор родителей, поскольку они разруша-ют самые основы его души"( Зеньковский В.В.(протопресвит).Педаго-гика.Серия: лекции профессоров Свято-Сергиевского ПравославногоИнститута в Париже.-М.: изд-во Православного Свято-ТихиновскогоБогословского Института, 1996 ) . Поэтому родителям необходимпостоянный контроль над собой и с этой целью святитель предлага-ет, воспитывая детей в страхе Божием, и самим родителям ходить-пред Богом со страхом: "Сам Господь зде, который видит ваши делаи слышит ваши слова. Како с детьми вашими поступаете? како ихучите и наставляете? не учите ли вместо истины суете, и вместостраха бесстрашию? и вместо наставления и полезного учения, неподаете ли яда соблазнов юным сердцам?"( Творения иже во святыхотца нашего Тихона Задонского...//т.IV, "Сокровище духовное отмира собираемое" - С.115 Подобными вопросами родителям должны постоянно испытывать се-бя благодаря чему педагогический процесс не останется без прис-мотра, воспитание не пускается на самотек и проявляющиеся в ре-бенке пороки можно вскоре легко устранить. Рассмотрение следующих двух педагогических групп мы сочлинеобходимым сделать совместным, поскольку педагогическая деятель-ность и тех, и других (священников и школьных учителей) в правос- - 48 -лавном понимании является исполнением одной и той же упомянутойнами выше евангельской заповеди Спасителя ("...уча их соблюдатьвсе, что Я повелел вам"). Безусловно, в современной школе мывстречаемся с тем, что называется "энциклопедизмом", "энциклопе-дическим образованием" (одним из виднейших проводников которогобыл, кстати, христианский педагог Я.А.Коменский). Главной же за-дачей энциклопедического образования является создание в ребенкецелостного восприятия мира через изучение его частей, что никакнельзя приравнять простой сумме изучения предметов. В православии мир понимается как Творение и стремление к из-начальной целостности совпадает со стремлением к началу всего, коТворцу - к Богу. То есть, проходя через изучение многих наук, мыни в коем случае не должны выпускать из вида Закона Божия и уче-ния Христова как критериев истинности и целостности.

Рассматриваемая нами евангельская заповедь указывает на аб-солютное учение, в соответствии которому должным приводиться всеостальные знания и науки. также и педагогическая деятельностьпрежде всего должна ориентироваться на Закон Божий, как системумировосприятия, иметь своей задачей научение в нем, что видно ииз ее происхождения, о котором свят. Тихон говорит следующим об-разом: "По блаженной кончине Апостолов святых учинились преемникиих - святители Христовы, пастыри и учители, которые тем же ученияих словом церковь Божиею пасут, наставляют, утверждают и предпи-сывают, с помощью Божиею, в небесную ограду...". Высота указаннойздесь цели естественно требует наличия определенных качеств у са-мого наставника. Святитель предлагает подбирать людей "разумных и учитель-ных", добродетельных, прилежных. Причиной тому, как и в случае с - 49 -родителями, является большое воспитательное значение жизни нас-тавника, и следовательно "не только должно учить, но и образ доб-рых дел на себе показывать". В качестве основания для такого ут-верждения святитель Тихон обращает взор на "небесного и премудро-го Учителя - Христа", который не только "догматы небесныя своеяпремудрости предложил нам, но и образ подал". Здесь святительподнимает деятельность педагога до Божественных высот и она, та-ким образом, превращается в опыт богоподобной деятельности. Вданном случае полезно вспомнить о том, что первые слова в Библии:"В начале сотворил Бог небо и землю"(Быт.1,1). То есть первый де-ятельный акт Бога был творческим, на основании чего мы и говорим,что Бог - Творец. Но поскольку педагогическая работа являетсяопытом Богоподобной деятельности, то, следовательно, и природа еетворческая, причем имеется в виду творчество бесконечно высокое.Следовательно педагогика - это в первую очередь искусство, а нетехника и в ней "творческое использование детского материала дос-тигает высшей формы, ибо творить из детей живые существа - этозадача более трудная, чем, например, живопись"

.( Зеньковский В.В.Педагогика... - С.63) В другом месте свят.Тихон рассматриваетпроблему влияния жизни учителя на возрастание ученика в ином рус-ле и представляет жизнь наставника не просто в качестве доброгопримера, но как составляющую часть совместной жизни учителя иученика, совместного их прохождения жизненного пути от первых ша-гов до небесного отечества: "буди вождь, который и прочим указы-вает путь, и сам наперед идет". Указание такого подхода важно дляопределения характера отношений между учеником и учителем. Конеч-но учитель не может заменить родителей, как и школа не может за-менить семьи. Но в семье мы обнаруживаем ту кровную связь, кото- - 50 -рая в состоянии обеспечить полное взаимопонимание между ребенкоми родителями. К такому-то уровню взаимопонимания и может прийтипедагог совозрастая вместе с учеником, деля его радости и печали. При обучении от учителя требуется ясное, осознанное понима-ние материала: " Что имеешь говорить людям, то прежде должно до-вольно разучить и добре разуметь"( Творения иже во святых отцанашего Тихона Задонского...//т.V," Наставление христианское" -С.157). Благодаря этому педагог легко сможет сделать материалдоступным, что позволит проще усвоить его воспитанникам. Болеетого, при ясном понимании материала учитель не может допуститьошибку в изложении - она будет сразу им замечена и исправлена. Приводя в качестве примера св. апостола Павла и некоторыебиблейские события, свят.Тихон утверждает, что учение "всегдашне-го требует напоминания". Благодаря регулярным напоминаниям, нас-тавлениям, поощрениям знание утверждается не только в уме учаще-гося, но формирует его душевные качества, изменяет сердечную при-роду на более совершенную. Таким образом мы воздействуем на внут-реннего человека, а получаемое знание включается в общую картинумиропонимания ребенка, что обеспечивает его целостность и полноту. Среди работ Воронежского святителя имеется "Инструкция учи-телям, како им в должности звания своего поступать..."( Творенияиже во святых отца нашего Тихона Задонского...//т. - С.242), ко-торая содержит рекомендации по организации школьного обучения.Отметим некоторые ее положения: 1) Продолжительность обучения зависит от долготы дня, но влюбом случае необходим двухчасовой обеденный перерыв. В течениеучебного года предоставляются каникулы: двухнедельные - к Рож-деству Христову и святой Пасхе, и месячные - во второй половине - 51 -лета. 2) Расписание занятий должно составляться с учетом возмож-ности смены деятельности учащихся, т.к. "учиться по переменам ве-селее и охотнее будет"; послеобеденные часы во вторник и четвергцеликом посвящаются повторению изученного; 3) В качестве помощи учителю святитель предлагает системучастичного самоуправления: выьрать из учеников "десятских" и им"придать по десяти человек", о состоянии которых "десятские" ра-портуют дважды в день "сотскому", который также избирается изчисла учеников, "честный, постоянный, разумный". Его обязанность- рапортовать о состоянии учеников самому учителю. Кроме тогоучитель долен "определить надзирателей из лучших учеников", вобязанности которых входит проверка выполнения домашнего заданиядо начала занятий и, по приходу учителя, отчет ему о проделаннойработе..