Смекни!
smekni.com

Репрессированное тело как социально-культурный симптом (стр. 2 из 2)

От авторитарных систем воспитания общество постепенно переходило к концепции «естественного взращивания» ребенка (Вальдорфская педагогика Р.Штайнера). Стремление к власти и контролю над телом и личностью ребенка сменялось стремлением к теплоте и близости в отношениях детей и родителей. Маргарет Риббл отстояла права младенцев и выступила против холодного отношения к процессу вынашивания ребенка. Рене Шпиц и Гарри Харлоу подтвердили с помощью экспериментальной психологии, что физический контакт с матерью очень важен для выживания младенцев и человеческой расы в целом. Франсуаза Дольто выступила на стороне ребенка и подростка, провозгласив совершенно иное, уважительное отношение к жизни растущего человека.

Термин «осознанное родительство» начинает быть привычным в нашей культуре. Но даже при всех внешних благоприятных факторах своего развития, как то полная семья и др., ребенку все еще сложно формировать позитивный образ своего тела. Если его побуждают что-либо делать до того, как мы к этому готовы, то могут развиться мышечные зажимы, влияющие на движения и искривляющие осанку, если ребенка заставляют следовать жесткому распорядку, то ребенок теряет свой внутренний ритм, которому можно следовать, при этом теряется чувство гармонии с собой и со своей средой, приходит сомнение в способности мыслить телом и ребенок перестает ему верить.

Многие в детстве научились прерывать свои чувства и движения, научились сдерживать страх, злость, зажимая мышцы, удерживаясь от плача и крика, чтобы не потерять контакта с родителем. Ребенок перестает слушать и слышать свое тело. Платой за эту глухоту может стать головная боль, язва ,астма или боль в спине, только потому что в детстве научились сдерживать свои чувства. Забывая свои чувства, ребенок принимает то, как видят его другие. Образ закрепляется, чтобы соответствовать ему все больше и больше.

Недостаточный телесный контакт со своими родителями переходит в неумение телесно общаться со своими собственными детьми. Поддерживание нашей культурой определенных поз: сидение за партой, «аквариум» в школе и многое другое делает наше тело ригидным, а человек ощущает реальность мира только через собственное тело.

Образ «Я» связан с ориентацией в пространстве и времени, схемой движения, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием. Но кроме этого в него входят психические исторические аспекты - наш прошлый опыт, оценка своей внешности. В восприятие тела входит все: физические ощущения, эмоции, взаимодействия с другими, ожидания и опасения. Реальность образа отлична от телесного феномена, тем не менее человек поступает в соответствии с этим образом «Я» с явными искажениями и пропусками в истинной карте тела. Этот образ может иметь негативные последствия, как то: депрессия, анорексия, булимия, страхи и подавленная сексуальность.

Таким образом, образ «Я» в современном сообществе формируется не через физиологию и перцепцию, а собирается через различные фильтры восприятия от семьи, сообщества и государства. Этот образ собирается из ожиданий и представлений других людей об этом человеке, так что он скорее придумывает этот образ, нежели осознает его.

Образ обретает свою реальность через прикосновение к себе и прикосновение других, когда образ объединяется с чувствами и ощущениями. Когда меняется тело, меняется и его образ, он проявляется из глубины, искажения выпрямляются, нечеткость сменяется ясным видением. Мифолог Дж.Кэмпбелл сказал: «Ценность этой жизни не в том, чтобы подражать другим, а в том, чтобы стать тем, кто ты есть.» (Joseph Campbell, The Joseph Campbell Companion: Reflection on the Art of Living (HarperCollins),p.15)

Резюмируя, можно сказать, что двадцатый век стал началом проявления женского принципа в коллективном бессознательном. «Возвращение богини» - это процесс возвращения искреннего уважения к мудрости тела, инстинктивному началу, чувственному осознаванию, изменению образа тела с принятием своей истинной природы, движение к признанию новых ценностей в обществе: теплота и близость в семейных отношениях, осознанное родительство, общность, терпение, принятие, любящее взращивание, внимание, гибкость отношений, чистота и сила любви. Кроме этого, это пробуждение артистического, волшебного в каждом из нас. Тем не менее в обществе проявляется и коллективное сопротивление нарождающимся ценностям, тем самым обнажая черты «репрессированного» тела, как сложившегося в обществе социально-культурного симптома.

Научный дух, возведенный в абсолют предыдущим развитием общества, привел к процессу, который К.Юнг назвал «энантиодромией». Этот термин из греческой философии означает момент, когда сила достигает своего пика и превращается в свою противоположность. Мужские ценности Логоса, великого аналитика, теряют свою власть и набирают силу женские ценности, идущие из Эроса, великого объединителя, дающего энергию, сохраняющую саму жизнь.