Смекни!
smekni.com

Стремление к личному духовному совершенству родителей – основа семейного воспитания ребенка (стр. 2 из 4)

Государыня писала: "По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке, может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха.

Первый урок, - пишет Императрица – который нужно выучить и исполнить, - это терпение … Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни, сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое".

"Еще один секрет семейной жизни – это внимание друг к другу", - здесь, Александра Федоровна пишет о собственном опыте. – "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб". Но к сожалению, мы забываем об этом.

Александра Федоровна продолжает: "Еще один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая верная жена будет охотно интересоваться делами мужа".

"Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения… маленькая трещина она шириться… Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание неважно, чья это вина, не позволяйте ей ни на час оставаться между вами. В семейной жизни не должно быть места гордости".

После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги, начинаешь понимать, что слов: "Я тебя люблю" - еще не достаточно для семейного счастья – нужна постоянная работа над собой, основанная прежде всего на христианском мировоззрении. Гармоничные, здоровые отношения между супругами могут послужить залогом нравственного воспитания детей. Мудрые родители знают, что, прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитывать себя.

Царственная Чета не скрывала своей любви от детей. Мать не давала малышам думать, что только они являются предметом ее обожания.

Анна Вырубова, близкая подруга Императрицы, вспоминает: "Какой бы монотонной ни казалась жизнь Императора и его Семьи, она была полна безоблачного счастья. Никогда, за все 12 лет моего общения с ним, между Императором и Императрицей не приходилось мне слышать ни одного сказанного с раздражением слова, видеть ни одного сердитого взгляда. Для него она всегда была "Солнышко" или "Родная", и он входил в ее комнату, задрапированную розовато-лиловым, как входят в обитель отдыха и покоя. Все заботы и политические дела, оставлялись за порогом, и нам никогда не разрешалось говорить на эти темы. "Ему надо было думать обо всем народе", - часто говорила мне она.

Благотворительная деятельность Александры Федоровны была безмерной. Она устраивала для бедных мастерские по всей стране, основала школу сестер милосердия и ортопедическую больницу для детей. Школа народного Искусства была попыткой возродить и развить народные промыслы.

Она проявила интерес ко многим туберкулезным санаториям, поддерживала их из собственных средств. Продавала собственноручное шитье, полученные деньги шли на благотворительность. Посещала дома больных туберкулезом, посылала и дочерей. Она сказала как-то, что дети должны знать, что "кроме красоты, в мире много печали".

Когда разразилась 1 Мировая война, Александра Федоровна приложила все усилия, чтобы как можно больше дворцов приспособить под госпитали. В конце года под ее патронажем были 85 госпиталей и 10 санитарных поездов. Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они ежедневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами.

Анна Вырубова в своих мемуарах описывает такую сцену: "…Помню, что тогда мы только учились на сестер милосердия. Прибыв в госпиталь в 10-м часу, после Божественной литургии, мы шли прямо в приемные палаты, куда приносили людей, которым была оказана только первая помощь в траншеях и полевых госпиталях. Они, проделав долгий путь, были обычно отталкивающе грязные, в крови и страдали. Очистив руки в антисептических растворах, мы начинали работу – мыть, чистить, перевязывать искалеченные тела, изуродованные лица, слепые глаза, все неописуемые увечья, нанесенные так называемой цивилизованной войной… Я видела Русскую Императрицу в операционной госпиталя, держащей склянки с эфиром, подающей простерлизованные инструменты, помогающей при самых трудных операциях, принимающей из рук хирургов ампутированные конечности, убирающей пропитанные кровью и даже кишащей паразитами бинты, выносящей все эти запахи, зрелище и агонию в самом ужасном на земле месте – военном госпитале во время войны. Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Татьяна была почти такой же опытной и такой же верной как и ее Мать, и жаловалась только что из-за молодости ее освобождают от самой трудной работы. Но это не так. Бывало, когда хирурги говорили солдату, что ему предстоит ампутация или операция исход которой может быть фатальной, несчастный со страхом и болью призывал Александру Федоровну – "Царица! Стой со мной рядом, держи меня за руку, чтобы я не боялся". Был ли это офицер или простой крестьянский парень, она всегда откликалась на такой призыв. Положив страдающему на голову руку, она говорила ему слова утешения, подбадривала, молилась вместе с ним, пока шла подготовка к операции, самим прикосновением рук своих облегчая боль. Люди ее обожествляли, ждали ее прихода, протягивали забинтованные руки, чтобы коснуться ее, когда она проходила мимо них, улыбались, когда она склонялась над их кроватями, шепча слова молитвы и утешения".

Письма, в которых Александра Федоровна рассказывает мужу о физических и духовных надобностях людей, о которых она заботилась, относятся к числу самых запоминающихся, написанных ею в ее замужний период.

Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа.

Александра Федоровна считала, что главным центром жизни любого человека должен быть его дом. "Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. Где бы не воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей".

Еще один важный элемент семейной жизни – это отношение любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет.

Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будут хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.

В дневнике Александры Федоровны есть такая запись.

- Отец, что такое жизнь?

Битва, дитя мое.

Где меткий может промахнуться,

А самый зоркий обмануться,

И дрогнет сердце храбреца,

Где враг, ни день, ни ночь не дремлет,

Та битва целый мир объемлет –

Стоять в ней нужно до конца.

Для каждого молодого человека жизнь особенно трудна. Когда он вступает в нее, ему нужна поддержка всех, кто его любит. Ему нужны молитвы и помощь всех его друзей. Из-за того, что не хватает любящей поддержки, многие молодые люди проигрывают в жизненных битвах, а те, кто выходят победителями, часто обязаны этой победе любви верных сердец, которая вселила в них в часы их борьбы надежду и мужество. В этом мире невозможно познать истинную цену настоящей дружбы.

Будучи глубоко верующим человеком Александра Федоровна писала: "Во всем, что мы имеем и что делаем, нам необходимо благословение Бога. Никто, кроме Бога, не поддержит нас во время великого горя. Жизнь так хрупка, что любое расставание может оказаться вечным. Мы никогда не можем быть уверены, что у нас еще будет возможность попросить прощение за злое слово и быть прощенными".

Разве это не духовное совершенство, к которому путем постоянной работы над собой пришла Императрица.

Александра Федоровна считала, что "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни".

Император и Императрица были верны принципам их собственного воспитания: большие, хорошо проветренные комнаты, жесткие походные кровати без подушек, холодная купальня 0теплые разрешались вечером). Подрастая, дети общались с родителями. Еда была простая. И дети, воспитанные в атмосфере настоящих ценностей, не принимавшие расточительного образа жизни большей части высшего общества России.

И дети повторили своих родителей. Например, записки и письма живо рисуют духовную жизнь этой дружной Семьи. Письма Татьяны отличаются любовью к родителям и ко всей Семье, жизнь этой скромной милой девушки полна теплоты и домашности, безошибочно можно сказать, что она достойная Дочь своей святой Матери.

2 апреля 1912 года.

Моя милая, дорогая Мама, если действительно случится так, что ты не поедешь в Севастополь (не дай Бог), то я не поеду тоже, я не могу оставить тебя здесь совсем одну. Вот видишь, Папа будет не один, с ним будут три сестры и Бэби, а ты здесь одна останешься?! Ни за что в мире я тебя одну не оставлю. Жаль, конечно, будет не поехать на нашем любимом "Штандарте", но я с удовольствием останусь с тобой, так что мне все равно. Я всегда буду чувствовать, что кого-то "не хватает", и будет так тяжело на яхте без тебя, Мама. Дорогая, любимая, ничего никому не говори, а напиши ответ. Да благословит тебя Бог. Буду много-много молиться, чтобы с Божьей помощью ты могла поехать. Целую тебя тысячу раз, чтобы показать, как сильно я тебя люблю. Твоя преданная, искренне любящая, благодарная дочь, которая всегда-всегда будет тебя любить, Татьяна.