Смекни!
smekni.com

Психодрама (стр. 5 из 9)

Как правило, психодраматические группы собираются регулярно на протяжении некоторого времени, длительность которого, равно как частота встреч и продолжительность каждой встречи, определяется контрактом между участниками группы и ведущим. Практика здесь весьма разнообразна: возможны встречи на протяжении нескольких дней подряд и много реже; возможна однократная работа, после которой группа расформировывается (это нетипично, но может диктоваться конкретными задачами - например, учебно-демонстрационным характером занятия) или она может продолжаться годами; продолжительность каждой встречи, включающей один или несколько сеансов, может занимать от 30-40 минут (что также не слишком типично, но может определяться конкретными обстоятельствами, например, выделенным для подобных занятий часом учебного времени в учебных заведениях) до нескольких часов, вплоть до “марафона”. Общие рекомендации в этом отношении затруднительны - слишком разнообразен может быть состав групп и их задачи; в большинстве случаев, тем не менее, встречи должны быть достаточно частыми, чтобы не терялось “групповое чувство” и не утрачивали актуальности переживания предыдущей встречи, их количество должно быть достаточным для того, чтобы группа получила возможность развития, а длительность каждой встречи должна обеспечивать условия для глубокой проработки индивидуальных и групповых проблем. Практика показывает, что при такой постановке вопроса целесообразны встречи не реже раза в неделю, каждая продолжительностью не менее полутора-двух часов для клиентских групп и несколько более для учебных, предполагающих, помимо клиентской работы, еще и аналитическую.

Психодраматические группы могут быть закрытыми и открытыми, то есть не допускать свободного выхода членов из группы и/или вхождения новых членов или допускать то либо другое. Это также определяется контрактом; специфика работы в обоих случаях во многом та же, что при других видах групповой психотерапии.

Участники группы руководствуются определенными предварительно оговоренными принципами, к которым относятся, в частности, принцип конфиденциальности (неразглашение за пределами группы того, что произошло во время встречи, - Морено даже применял специальную клятву которую давал каждый новый член группы) и принцип безоценочных суждений, то есть принципы, сходные с теми, что применяются в любой форме гуманистической психотерапии. Желательно, чтобы члены группы постепенно или сразу перешли к общению на “ты”. Не приветствуется желание называться чужим именем, так как это препятствует Встрече.

Группа - развивающийся социальный организм, становящийся психотерапевтическим сообществом, в котором усиливается взаимная открытость и доверие; этому способствует регулярная психодраматическая проработка внутригрупповых проблем, соотносимая с особенностями групповой динамики, отслеживаемой ведущим на основе социометрии, наблюдений и рефлексии по этому поводу членов группы. В этом плане уместно говорить о степени терапевтической зрелости группы, в зависимости от которой строятся действия терапевта. Отметим при этом, что ориентации на работу с групповой динамикой, адекватной идеям Морено, придерживаются далеко не все психодраматисты. Многие предпочитают работать в группе только с индивидуальными проблемами, игнорируя или почти игнорируя проработку групповых.

Основные элементы психодрамы

Морено выделял пять основных элементов психодрамы. К ним относятся протагонист, ведущий, вспомогательные (дополнительные) “я”, зрители и сцена (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998).

Протагонист

Протагонист -это тот член группы, который на данном групповом занятии оказывается центральным субъектом психодраматического действия, выступая, по словам Морено, как драматург, режиссер и актер в одном лице. На протяжении всего занятия он исследует собственную личность и взаимоотношения. С помощью ведущего и других членов группы он на основе особых техник (см. ниже) осуществляет импровизационную постановку сцен собственного опыта, разнообразно проживая “здесь и теперь” сцены своей социальной и внутренней жизни, реальные или воображаемые, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему; он получает возможность изменить свое понимание и отношение к себе, событиям и людям. Протагонист выступает в качестве клиента; терапевтом выступает ведущий. В психодраме, где в ряду основных ценностей называют спонтанность и творчество, протагонист обладает большой свободой: он вправе избирать тот психодраматический путь, который сочтет нужным, отказываться от предложений ведущего, назначать исполнителей на любые роли и менять назначаемых на роли членов группы. Его свобода ограничивается лишь некоторыми очевидными требованиями, например, при физическом взаимодействии с партнерами не причинять им боли (такая опасность может возникнуть в силу особого характера психодраматических переживаний).

Ведущий

Руководитель психодраматической группы называется ведущим. Он организует деятельность группы, управляя занятием, побуждая участников к исследованию своих психологических проблем, к игре, “определяя вместе с протагонистом направление процесса и создавая условия для постановки любой индивидуальной драмы” (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 26), помогая перевести чувства и мысли на язык сценического действия. На нем лежит ответственность за то, как протекает данное занятие и весь цикл занятий, он отвечает за всех членов группы. Функции, обязанности и основные задачи ведущего следующим образом удачно обобщены Д. Киппером (Киппер, 1993) (таблица приводится в сокращении).

Таблица 1

К личности ведущего предъявляется ряд требований. Сам Морено говорил о методической компетентности, искренности, открытости и мужестве, достаточном, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями, о творческой фантазии и гибкости. По его словам, ведущий должен быть самым спонтанным человеком в группе. П. Холмс и М. Карп, обсуждая спонтанность ведущего и его задачу воодушевлять других, указывают на то, что ведущий должен:

иметь твердый и оптимистичный взгляд на потенциал группы;

быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;

творить моменты, когда все становится возможным: ведущий должен быть в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;

создавать атмосферу, в которой неизвестное, непроговоренное, нерожденное, неслучившееся оказывается столь же важным, как и все, что в жизни произошло;

обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;

знать изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;

иметь склонность к риску; уметь оказывать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;

уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998, с. 19-20).

Иногда ведущих двое - ведущий и со-ведущий (ассистент). Они заключают между собой контракт относительно распределения ролей и в зависимости от него по очереди работают с группой или с различными частями группы либо, прервав действие, совещаются относительно дальнейшего.

Вспомогательное “я”

Вспомогательное “я” (партнер, вспомогательное лицо) - член группы, избранный протагонистом для исполнения той или иной роли (в том числе, быть может, роли самого протагониста) в его драме. 3. Морено говорит о пяти основных функциях вспомогательных “я”:

войти в роль, нужную протагонисту, будь то иллюзия, галлюцинация, животное, предмет, идея или ценность, голос, часть тела, дублирование частей личности протагониста;

следовать восприятию протагониста, по крайней мере вначале;

понимать природу взаимодействия между протагонистом и своей ролью;

понимать взаимодействия и отношения и, по возможности, выносить их на сцену;

вести пациента к более удовлетворительным отношениям и взаимодействиям (Морено 3., 1998, с. 268).

С точки зрения Лёйтц (Лёйтц, 1994), вспомогательные “я” выполняют троякую задачу. Во-первых, они изображают реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций (а играя самого протагониста, они становятся представителями его “я”); во-вторых, они являются посредниками между ведущим и протагонистом, оказывая помощь тому и другому и выступая в известном смысле как ко-терапевты (в некоторых случаях возможно задействование специально подготовленных ассистентов, выступающих в роли вспомогательных “я”). В-третьих, они выполняют социотерапевтическую функцию.

Вспомогательные “я” в своих действиях спонтанны, однако, как уже указывалось, первоначально следуют тому, чем наделил их протагонист; в дальнейшем же их спонтанность может либо поощряться протагонистом и ведущим, либо ограничиваться тем или другим; первым, если это противоречит его видению ситуации и он не готов к ее включению в свою драму, вторым, если он усматривает в ее проявлениях в конкретном случае опасность для терапевтического процесса; драма всегда строится в интересах протагониста.

Желательно, чтобы каждое вспомогательное “я” играло в драме только одну роль; на практике, однако, возможно исполнение и нескольких ролей; новая роль может возникнуть при переходе к новой сцене или просто в связи с недостатком исполнителей.