Смекни!
smekni.com

Педагогика эпохи Просвещения (стр. 1 из 3)

Меньшиков В. М.

Собственно отсчет педагогики Просвещения, и английской в частности, следует начать с учения Джона Локка. Джон Локк (1632–1704). Один из основоположников эпохи Просвещения, ее идеологии и философии [309], автор всемирно известного педагогического трактата «Мысли о воспитании», в котором он заложил основы принципиально новой формы теоретического педагогического сознания – антропологической, исходящей в объяснении проблем воспитания из природы человека, понимаемой как естественная природа.

Его труд фактически состоит из трех частей, в которых он излагает систему физического, нравственного и умственного воспитания. Большое значение он придает физическому и нравственному воспитанию, меньше – умственному. Он выступил против классического образования, предлагая заменить его практическим, реальным.

В целом же, английское Просвещение, наиболее ярким представителем которого в педагогике был Джон Локк, положило начало новому этапу педагогического мышления, понимающего воспитание в основном в рамках естественно-научных представлений о человеке и человеческой природе. Соответственно, английское Просвещение серьезно пересмотрело предшествующую педагогическую мысль и образование, особенно содержание, поставив под сомнение целесообразность классической культуры и выдвинув на первое место практическое знание. Оно же поставило под сомнение абсолютную ценность обучения, считая наиболее важным в формировании человека воспитание и доказывая, что именно ему должно уделяться главное внимание.

XVIII век – расцвет французского Просвещения. В это время во Франции творят десятки великих деятелей в самых разных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали заметное воздействие на педагогику, образование и воспитание, их труды вошли не только В историю педагогики Франции, но стали мировым достоянием. Из известных деятелей французского Просвещения, внесших наибольший вклад в педагогику, надо назвать творчество Ш.Л. Монтескье, Ф.М. Вольтера, П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Один из основоположников французского Просвещения. В историю мировой мысли вошел как крупнейший теоретик права, обосновавший принцип разделения властей. В своей главной книге «Дух законов» воспитанию посвятил специальную часть. Основная идея книги состоит в том, что государственное устройство общества определяет основные черты воспитания.

Франсуа Мари Вольтер (1694–1778). Известен как поэт, драматург, писатель, историк, философ. Вольтер не оставил специальных педагогических произведений, да и идеи воспитания достаточно редки в его творчестве, но вся его философия и вся его идеология стали фактической основой многих педагогических концепций, идей и установок в области воспитания и образования.

Поль Анри Гольбах (1723–1789). В историю человеческой мысли вошел как автор знаменитой книги «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», в которой излагаются основные принципы атеистического миропонимания и в этом контексте – взгляды на роль и значение воспитания.

Клод Андриан Гельвеций (1715–1771). Автор двух больших и широко известных книг – «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», в которых он излагает свою концепцию воспитания. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется воспитанием, и потому человек таков, каковым его делает воспитание. Правильное воспитание, по Гельвецию, должно включать в себя физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание должно быть организовано по подобию древнегреческого воспитания, умственное – по примеру профессионального, а нравственное может быть правильно устроено только при изменении общественного строя или смене правительства.

Дени Дидро (1713–1784). Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях часто обращался к вопросам воспитания. Наиболее известной педагогической работой Дидро является книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важное значение наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины Великой «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». В этой работе он дал общую программу развития образования, направленную на воспитание всего народа. Она предполагала первоначальное обучение всех граждан, затем – среднее и высшее для более способных. Система образования, описываемая Дидро, должна была включать сеть начальных, средних и высших школ, в том числе и университет.

Жан-Жак Руссо (1712–1778). Наряду с Дидро и Вольтером, Руссо является одним из великих деятелей эпохи Просвещения, определившим ее основные идеи и проблематику. Он известен не только как философ, социолог, психолог, писатель, но и как крупный педагог. Во многом благодаря Руссо проблемы воспитания стали общественно значимыми проблемами. Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» – это новая идеология и теория воспитания. Этот роман построен в виде описания воспитания ребенка из богатой семьи от его рождения до совершеннолетия. Руссо излагает теорию воспитания мужчины, способного мыслить «как философ и трудиться как мужик». Предлагает Руссо и систему воспитания для женщин, которая значительно уступает мужскому воспитанию, особенно в образовании. Главное в женском воспитании, считает Руссо, – подготовить идеальную жену для будущего мужа.

Теория воспитания Руссо – это целостная педагогическая система, содержащая множество проблем, идей и предложений, одни из которых были поняты и могли реализоваться только спустя десятилетия, другие стали основой новых педагогических теорий и систем, побудили к деятельности многих известных педагогов.

В целом же, деятелями французского Просвещения был написан ряд педагогических трактатов, в которых изложено новое понимание развития человека, предложены новые концепции воспитания и образования, разработано новое содержание, формы и методы образования и воспитания.

XVIII в. – время расцвета американского Просвещения. Его наиболее выдающиеся деятели – Б. Франклин, Т. Джефферсон – сыграли большую роль в развитии американского образования и педагогики.

Бенджамин Франклин (1706–1790). Выдающийся американский философ, ученый, сделавший ряд открытий, общественный деятель. Франклин внес огромный вклад в разработку идеологии, теории и практики образования и просвещения американского народа. Он разрабатывал теорию образования, а также методики преподавания отдельных предметов. Он же организовал несколько школ, наиболее известной из них была академия в Филадельфии. Из его педагогических работ большой интерес представляет проект «Очерк английской школы». Он также много сделал для распространения научных знаний, введения трудового обучения.

Томас Джефферсон (1743–1826). Выдающийся мыслитель, автор «Декларации независимости». Многое сделал для распространения идей Просвещения. Для педагогики наибольшее значение имеют его работы «Билль о всеобщем распространении знаний» и «Заметки о Виргинии». В этой работе он обосновал свою концепцию образования. Он предлагал систему всеобщего обязательного народного образования, состоящую из двух школ – элементарной и грамматической. Чтобы, окончив народную школу, ученик мог поступать в среднюю школу, расходы за бедных учеников, по мысли Джефферсона, должно было взять на себя государство. После окончания школы ученик мог поступать в университет. В 1825 году Джефферсон открыл университет в Виргинии.

В целом, американские просветители разработали идеологию и философию, основы содержания и организации американского образования.

Большой вклад в развитие духовной культуры и философии, науки и педагогики, воспитания и образования внесло немецкое Просвещение, расцвет которого приходится на конец XVIII – начало XIX в.

Деятели немецкого Просвещения не только создали классическую культуру Германии – ее философию и науку, литературу и искусство, но и многое сделали для развития педагогики, воспитания и образования.

Наиболее влиятельными в немецкой педагогике Просвещения были два течения: филантропическое и неогуманистическое. Самые известные представители филантропического движения: И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Э.Х. Трапп, К.Ф. Барт, И. Штуве, П. Виллауме, Б.Г. Блаше и др. Им принадлежат ученые труды, в том числе 16-томный педагогический трактат «Всеобщий пересмотр всего школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков», методические руководства, учебники и детские книги. Многие из них занимались непосредственно практической педагогической деятельностью.

Одним из наиболее видных деятелей этого направления был Иоганн Бернард Базедов (1729–1790), основавший знаменитый филантропин в Дессау, в котором он хотел сформировать совершенного человека. Его опыт получил неоднозначную оценку в Германии и Европе, но положил начало широким дискуссиям по проблемам воспитания и привлек к воспитанию широкое общественное внимание.

Основные заслуги филантропизма в образовании и педагогике можно свести к следующему. Филантрописты явились основоположниками педагогики на строго научной основе. При этом они не просто заимствовали идеи своих предшественников, но и практически перерабатывали их, внеся в педагогику ряд новых идей – особенно важна идея кардинального обновления образования. Они считали необходимым замену классического содержания образования реальным; разрабатывали методики обучения математике, языку; явились основоположниками ряда новых методик: физического воспитания (стремились ввести в школу занятия спортом и закаливание), ручного труда и т д.; активно использовали наглядность и новые методы обучения, особенно игровые; многое сделали для искоренения из школы наказаний, являвшихся обычным явлением во всех начальных и средних школах Германии того времени.