Смекни!
smekni.com

Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания (стр. 2 из 2)

Итогом дошкольного возраста является осознание ребенком себя как субъекта переживаний. Это приводит к тому, что впитанная в этом возрасте направленность жизни становится источником активности в деятельности ребенка.

При этом профессор Непомнящая пишет: «Тип ценностности, оформляющийся в период 6 – 7 лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда и вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным, т. е. действует в разных сферах функционирования субъекта».

4. Младший школьный возраст (от семи до десяти лет). Рассмотрим теперь следующий этап жизни ребенка – младший школьный возраст (от семи до десяти лет). Главной задачей духовного развития в этом возрасте является ученичество. Ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться в способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый человек несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. Ученичество соответствует формированию третьего базового основания личности – творческой способности личности. Заметим, что это базовое основание личности выделяла и профессор Непомнящая.

С.Л. Рубинштейн (1997) писал, что потенциальная бесконечность позволяет человеку и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить. Интересный пример понимания творчества приводит Непомнящая. Известная переводчица Н. Л. Тауберг так описывала творческий процесс. «Между переводимым текстом и моим переводом возникает какая-то промежуточная область, где, с одной стороны, автор, его стиль, характер, манера, содержание и проч., с другой стороны – я, мое понимание, если хотите, моя личность как бы сливаются и образуют третье – одно целое».

Н. И. Непомнящая пишет: «Ценностность неограниченности, неконечности представлений о себе, отношения к себе, к своему «Я», потребность в изменении себя являются главным условием развития способности выхода за пределы привычных, ограниченных, т.е. конечных представлений и знаний о внешнем мире, основой личностного приятия нового, творческого отношения к любому делу, саморазвития». Эта способность ощутить возможность преодоления собственных границ дана ребенку именно в младшем школьном возрасте.

Настоящее ученичество дает первый опыт сотворчества. Г. С. Батищев (1997) писал о том, что вся человеческая деятельность многоуровнева. Нижний план бытия ребенка осваивает на уроке новые знания, а более высокий план бытия может прикоснуться к творчеству. И тут очень многое зависит от учителя. В процессе познания может образоваться между учеником и учителем та область, о которой писала Тауберг и обучение может питаться из этого источника, быть сотворчеством. Об этом же писал и Бахтин (1979): «Идея - ...это не субъективное индивидуально-психологическое образование «с постоянным местопребыванием» в голове человека; нет идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями».

Для ребенка естественно учиться в этом возрасте, а в своей глубинной сущности учение и есть изменение себя самого. Это желание может быть поддержано учителем, если учитель радуется каждому достижению ученика и верит в то, что все, что пока не получается, может быть осилено потом, а может быть и задавлено. Задавливает учительский ярлык неспособности, задавливают способных учительские похвалы и оценки (в таких случаях ребенок от ученичества, от творчества переходит к поискам похвал и наград). Очень много значит способность учителя определить ту область, в которой ученик, действительно, талантлив. Рубинштейн (1997) писал, что педагог должен ставить вопрос не о том каков ребенок есть, а о том, «каким он может стать?». Усвоенное ученичество дает ребенку творческое отношение к жизни.

5. Подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Следующим этапом является подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Многие известные педагоги свидетельствуют о трудностях подросткового возраста. Но есть и примеры, опровергающие это правило. Например, Детско-юношеский центр под руководством о. Бориса Ничипорова не переживает подростковый кризис. Достигая подросткового возраста, дети из него не уходят. Особых трудностей в работе с подростками нет и в Ковалёвском детском доме, которым руководит о. Андрей Воронин. В этом детском доме воспитываются почти сорок мальчиков в возрасте от трёх до 18 лет, и вот уже несколько лет отец Андрей водит своих воспитанников в серьёзные походы. Ребята плавают на катамаранах, ходят в зимние многодневные походы, осваивают навыки скалолазания и спуска в глубокие пещеры. В 2001 г. семеро воспитанников детского дома покорили Эльбрус.

Можно предположить, что в этих объединениях подростков учтены их интересы. По Выготскому это: доминанта дали, доминанта усилия, доминанта романтизма.

Однако, интересы - это не все. Есть что-то более глубокое, что нужно подросткам. У Г. Гессе в его книге «Паломничество в страну Востока» описано, как некое Братство идет на Восток. И именно в этом пути и реализуется идея Братства. Те, кто ходил в походы, знают, как походы и пережитые вместе трудности объединяют людей. Это-то объединение и нужно подросткам. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, в шайки, в дворовые компании.

Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является опытное познание Братства всех людей.

Там где существует Братство, проблем с подростковым возрастом не возникает. Такое Братство, например, реализуется в Детско-юношеском центре протоиерея Бориса Ничипорова. В таком Братстве взрослый становится не «авторитетом», а «лидером», и существует тонкая грань между этими понятиями. Лидер обладает авторитетом, но не в силу своего положения, а в силу личностных качеств. Он - тот, кто разделяет жизнь подростков, кто придумает, чем заниматься, у кого самый тяжелый рюкзак, с которым интересно, и на которого можно положиться. Хорошо об этом писал отец Борис: «Учитель – духовник, лидер подлинного педагогического Братства, его всегда любят дети. Потому что он сам малое дитя. Он приходит в дом Братства и дети бегут к нему на встречу. Он наивный романтик. Он взрослый ребенок» (2002).

Осознание общности всех людей формирует четвертое базовое основания личности – чувство долга. Чувство долга в некоторой степени связано с выделением профессором Непомнящей деятельности, как одного из базовых оснований личности.

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (Янушкявичене, 2004) (родителями, педагогом). Подросток в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Впервые появляется чувство долга как осознание собственной ответственности за других.

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Осознание личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».

6. Юность (с 15-16 до 20 лет). Заканчивается в основных чертах становление личности в юности, примерными границами которой можно указать возраст с 15-16 до 20 лет. Для быстро развивающихся детей в 15-16, для других позже наступает период сомнения в существующих нравственных ценностях. Это время – время перехода подростка в свою новую пору, пору юности. Подросток вдруг отвергает все и сомневается во всем, отвергает, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии. Можно сказать, что главная задача этого возраста – выбор Пути.

Прот. Василий Зеньковский (1993) пишет о юности: «Это пора выбора пути жизни и составления планов, по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений... Как часто именно в эту... пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему... В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы».

Однако существует возможность и другого выбора. По мнению Зеньковского: «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире...». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т. д. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека. Об этом хорошо писал протоиерей Борис Ничипоров (2002).

Путь разделяется на два основных направления: путь веры в Бога, и путь отрицания Его. Конечно, каждый из этих путей дробится на множество «дорог», но главное общее направление определяется указанными векторами. Соответствующий выбор определяет мировоззрение человека, которое можно назвать еще одним базовым основанием личности. Некоторое соответствие существует с определением Непомнящей сознания, как базового основания личности.

Список литературы

Абрамова Г.С. (1999) Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург

Батищев Г. С. (1997) Введение в диалектику творчества. С.-Петербург

Бахтин М. М. (1979) Проблемы поэтики Достоевского. Москва

Дубровина И., Рузская А.Г. (1990) Психическое развитие воспитанников детского дома. Москва

Зеньковский Василий, прот., проф. (1993) Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Москва Ковалёвский детский дом.

Непомнящая Н.И. (2001) Психодиагностика личности. Москва

Ничипоров Борис, прот. (2002) Времена и сроки. Москва

Рубинштейн С.Л. (1997) Человек и мир. Москва

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. (2000) Психология развития человека. Москва

Янушкявичене О.Л. О возрастных особенностях детей и методике преподавания основ православной культуры (2004) //Образование, № 9, Москва

Янушкявичене О.Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека (2005) // Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. Москва