Смекни!
smekni.com

Развитие навыков артикуляции и интонации при обучении игре на баяне в ДМШ (стр. 1 из 2)

Развитие навыков артикуляции и интонации при обучении игре на баяне в ДМШ

А. В. Дудина

Рассматривается проблема развития навыков артикуляции и интонации при обучении игре на баяне, взаимосвязь и влияние друг на друга понятий «артикуляция» и «интонация». Представлена модель обучения, базирующаяся на теоретическом, технологическом, творческом компонентах. Прослеживается история изучения данной проблемы.

Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте.

На данный момент остро стоит проблема обучения начинающего музыканта интонированию и артикулированию музыкального материала в связи с тем, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания, прежде всего со стороны педагогов ДМШ, а также отсутствует необходимая методическая литература, в?первую очередь для начального обучения.

В музыкальной практике до сих пор существует представление об исполнительском интонировании, согласно которому фортепиано, клавесин, орган, аккордеон, баян и другие инструменты с фиксированной высотой звуков относятся к «неинтонирующим». Интонационность инструмента определяется способностью имитировать человеческий голос, его интонации. Это зависит от особенностей звукообразования и исполнительского мастерства в звукоизвлечении. Б. В. Асафьев утверждал, что «неинтонирующих» инструментов нет, интонационность свойственна всем инструментам, но в каждом выступает качественно особо [1, 362].

Исследование проблемы потребовало обратиться к работам, посвященным артикуляции, интонации, музыкальному мышлению, развитию навыка артикуляции у учащихся по классу баяна ДМШ (Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, И. Браудо, Б. Егоров, М. И. Имханицкий, В. А. Максимов, Ю. Т. Акимов, Ф. Р. Липс и др.) [1–6].

В работах музыкантов — исполнителей на различных инструментах вопросы артикуляции связаны с техникой игры: например, технику игры на духовых инструментах рассматривают И. Ф. Пушечников, Т. Докшицер; на органе — И. Браудо; на баяне — Б. М. Егоров, Ф. Р. Липс, М. И. Имханицкий, В. А. Максимов [2–5].

Интонация — многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминируемого человеческого сознания [1, 7].

Артикуляция — способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчлененностью последних; одно из средств, с помощью которых может быть осуществлена фразировка.

Понятие «артикуляция» пришло в музыку из науки о языке, где говорится об артикулировании слогов, о степени ясности их расчлененности при выговаривании слова.

Баян — удобный музыкальный инструмент для изучения артикуляции. На нем можно исполнять моно- и многоголосную музыку, он обладает такими качествами, как протяженность звучания, подвижная громкостная динамика. Однако динамический параллелизм в звучании многоголосия является недостатком баяна, который осложняет процесс интонирования многоголосия и дифференцирования по громкости линеарных пластов звукового потока. Именно этот недостаток позволил обратить внимание на средства регулирования масс звучности по вертикали и горизонтали — синхронные, асинхронные, штриховые. Критерий связности — раздельности является для баяна очень важным. Основное свойство инструмента — певучесть, так как мех (своеобразные легкие) за счет возможности достаточно долгого дыхания позволяет добиться тонких проявлений музыкальной экспрессии.

Для развития навыка интонации и артикуляции учащихся по классу баяна ДМШ нами была разработана педагогическая модель, основанная на личностно-деятельном подходе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), соответствующем цели, задачам исследования, направленном на развитие самостоятельности, творческих навыков с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Данная модель представляет собой целостную систему, отражающую внутренние связи развития вышеуказанных навыков, и базируется на трех компонентах: теоретическом, технологическом, творческом.

Теоретический компонент включает в себя необходимые теоретические знания (основные приемы звукоизвлечения, применение их на практике, штрихи, динамика, исполнительская терминология); исполнительские образцы.

Технологический компонент включает в себя необходимые умения и навыки для воплощения композиторского замысла посредством исполнительского аппарата, а также самоконтроль. В его основе лежит моторная функция артикуляции.

Творческий компонент отражает проявление творческой активности учащегося как основы художественной деятельности, умение применять на практике полученные знания, находить новые решения в интерпретации произведения.

На основе вышеперечисленных компонентов были разработаны критерии развития навыка артикуляции у учащихся по классу баяна в ДМШ: теоретическая готовность (соответствует теоретическому компоненту), исполнительская готовность (соответствует технологическому компоненту), творческая ориентация (соответствует творческому компоненту).

Опытно-поисковая работа проводилась на базе Детской музыкальной хоровой школы г. Верхняя Салда и проходила в рамках учебного предмета «Музыкальный инструмент. Баян». Исследуемая группа состояла из 22 человек в возрасте от 7 до 12 лет.

На протяжении всего исследования развития навыка артикуляции и интонации у учащихся по классу баяна ДМШ применялись следующие методы: эмпирические (педагогическое наблюдение, анализ и обобщение педагогического опыта), диагностические (анкетирование, тестирование, беседа), опытно-поисковая работа.

Формы занятий: индивидуальные, мелкогрупповые, коллективные уроки.

На констатирующем этапе мы проанализировали общее состояние проблемы на основе изучения специальной литературы, а также посещений открытых уроков, академических концертов, бесед с педагогами и учащимися. В ходе проведенного исследования была собрана объективная информация, определяющая значимость развития навыков артикуляции и интонации, уровень их сформированности и развития, выявлены недостатки учебного процесса и их основные причины. Проведя опрос преподавателей-инструменталистов при помощи составленной анкеты, мы выявили у них недостаточность знаний по?этому вопросу.

В процессе констатирующего этапа опытно-поисковой работы был определен уровень развития навыка артикуляции у учащихся-баянистов, у большинства он характеризуется как средний или низкий.

Формирующая опытно-поисковая работа по развитию навыков артикуляции и интонации включала в себя три этапа:

1. На первом этапе формировалось понимание значения артикуляции в?исполнительской деятельности. Проводились беседы о происхождении инструмента и этапах его развития, что необходимо для понимания звукообразования и культуры звука. Рассказывалось о работе исполнителей-баянистов, а также исполнителей на других инструментах. Было организовано посещение концертов, проводились академические концерты, технические зачеты. Деятельность, направленная на накопление знаний учащихся, слухового багажа, развитие музыкального мышления, привела к пониманию определений артикуляции и интонации и их значения на всех этапах исполнительской деятельности. Также были определены педагогические условия для развития вышеуказанных навыков. Для каждого учащегося был составлен индивидуальный план, подобран репертуар с учетом его индивидуальных особенностей. В работе использовались наглядные пособия (таблица штрихов).

2. На втором этапе систематизировались полученные знания и умения. Для этого этапа был подобран хрестоматийный репертуар с целью изучения приемов игры в соответствии с природой инструмента и индивидуальными особенностями учащихся. В процессе поэтапного и фрагментарного изучения произведений выявлялась их художественно-образная сторона и способы ее воплощения при исполнении. На данном этапе учащиеся, исполняя музыкальное произведение, стремились передать замысел композитора. При работе в ансамбле обращалось внимание на единство исполнения штрихов, использование артикуляционных приемов. В итоге у учащихся сформировались вкус, понимание сути артикуляции и интонации, расширился кругозор, появилась возможность примененять полученные знания на практике.

3. На третьем этапе изучалось применение полученных знаний, умений и навыков на практике (в сольной и ансамблевой исполнительской деятельности). Деятельность основывалась на мотивации, обусловленной самостоятельной работой над произведением, где положительная самооценка стала стимулом для дальнейшего развития. В ходе анализа исполнительских движений, сравнительного анализа исполнения одного произведения (разными музыкантами или учениками в процессе концерта-обсуждения) были выявлены особенности и закономерности интонации и артикуляции в сочинениях авторов разных эпох. На данном этапе учащимся предлагалось в тексте расставить штрихи, фразы, определить динамику и т. п. (интерпретация). Форма занятий — индивидуальная, мелкогрупповая, групповая (коллективная).

Формирующий этап опытно-поисковой работы позволил наблюдать положительную динамику повышения развития навыка артикуляции.

Диагностика контрольного этапа опытно-поисковой работы по развитию навыка артикуляции у учащихся-баянистов в ДМШ тождественна констатирующему этапу. Результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах, отражены в таблице.

Результатыконстатирующегоиконтрольногоэтаповопытно-поисковойработыКритерий Уровень Констатирующий этап, % Контрольный этап, %

Теоретическая готовность Низкий 40 25

Средний 52 40

Высокий 8 35

Исполнительская готовность Низкий 55 45

Средний 35 30

Высокий 10 25

Творческая ориентация Низкий 35 10

Средний 40 35

Высокий 25 55