Смекни!
smekni.com

Этнокультурная составляющая в профессионально-педагогическом становлении студентов (стр. 2 из 2)

Так, «архаичные звучания» Сюиты № 3 для струнного оркестра воскрешают традиции разработки знаменных распевов. Большое внимание уделяет М. И. Сорокин также и поиску новых колористических эффектов, необычных тембровых сочетаний в инструментовке. С этой точки зрения интересно его сочинение «Эпиграммы» на стихи английских поэтов для голоса и камерного ансамбля. Притягательна для композитора и сфера популярной музыки. В «Ретро-сюите» для дуэта гитар улавливаются характерные бытовые интонации. Самому широкому слушателю адресуются также песни М. И. Сорокина, его музыка к драматическим спектаклям. Особого внимания заслуживает музыка для детей, написанная с определенными педагогическими целями. Программные заголовки, лаконичность изложения, яркое игровое начало в самой стихии музыки, технические изюминки отличают «Сборник для фортепиано из 12 пьес». Особенно колоритны в этом альбоме такие миниатюры, как «Тает снег — ручьи запели», «Художник рисует радугу», «Принцесса в волшебном саду», «Дразнилки», «Снежный городок», «Весенний звон». Детские хоровые коллективы с удовольствием исполняют цикл на стихи русских поэтов для детского хора и фортепиано в 5 частях, «Вокализ» для детского хора и фортепиано.

Живым мелодическим тоном, ясностью композиции и динамичностью увлекают детей фортепианные, гитарные и оркестровые сочинения. Значительный интерес у ребят вызывают 8 детских песен «Чудесный город — Березань». Композитор всегда охотно откликался на предложения написать музыку для спектаклей кукольного театра, для новогодних мюзиклов. Рядом с пьесами, основанными на разработке русского фольклора («Ваталинка», «Потешки», «Дразнилки» и др.), появляются сочинения, потребовавшие изучения разнообразных интонациональных языков. Это кавказская «Лезгинка», еврейская «Ша, штил», обработки украинских, чувашских и татарских мелодий.

Знакомство с творчеством тагильских композиторов-песенников С. Ведерникова, А. Трескова, В. Рукавишникова, Н. Белецкого расширит духовно-ценностную ориентацию студентов. Для молодых тагильчан дороги и близки такие песни, как «Мой Тагил», «Город — это человек», «Тагильчанка», «Нежный Тагил», «Горнозаводский бал», «Тагильский фестиваль», «Серебряное копытце», «Гимн юных интеллектуалов Урала», «Спортивная юность Тагила». Обогащение музыкального репертуара произведениями этнокультурной направленности позволит включить студентов в социум, воспитать любовь и уважение к?национальным традициям, к родным истокам.

Многогранны и значимы исторические образы нижнетагильского художника С. Костылева: «Старый Урал», «Ермак», «Прием Петром I Демидовых», «У горы Высокой», «Тагильская кладовая», «Уральские самоцветы». Красота и неповторимость природы родного края с необычайной тонкостью раскрывается в произведениях В. Могилевич («Утро. Бабочка», «Осенний островок», «Уральская осень», «Порыв»), П. Бортнова («Зима», «Май — черемуха», «Март», «Грибная пора»), А. Габаева («Гроза уходит», «Сентябрь в лесу», «Скоро снег», «Голубой апрель», «Тишина, октябрь») и др.

Студентам будет интересно узнать символы города, запечатленные на картинах И. Худоярова «Гулянье на Лисьей горе», С. Костылева «Мартовское солнце» (усадьба Демидовых), «В парке Бондина», «Тагил» (собор Александра Невского), В. Могилевича «Лисья гора». Представить панораму города-труженика школьникам помогут работы В. Худоярова «Высокогорский железный рудник», Е. Седухина «Симфония 6-й домны», «Люди огня», Л.?Колмыкова «Домны», В. Караваева «Утро комбината», П. Бортнова «Чугун идет», «Тагильчане».

Знакомство с литературой родного края приобщит студентов к миру искусства и культуры через родное, знакомое, близкое, усиленное семейными воспоминаниями, личными встречами с писателями-земляками. В этом им поможет хрестоматия «Литература родного края», в которую входят фольклорный материал и произведения современных авторов.

В первой главе хрестоматии «О Тагиле молвится и в сказке, и в пословице» представлены народные загадки, дразнилки, частушки, передающие колорит родного края. Многонациональность сказочного материала (сказки русские, татарские, мансийские, башкирские, удмурдские и т. д.) подчеркивает общность нравственных идеалов разных народов: труд как высшая ценность, любовь к природе, доброта, отзывчивость и др.

«Давно это было» — вторая глава хрестоматии. Ее разнообразный материал (легенды, предания, фрагменты художественных произведений, материалы по топонимике и ономастике, воспоминания и т. д.) может подтолкнуть к самостоятельным поискам текстов, породить желание записывать, сохранять в памяти услышанное о прошлом родного края.

Третья глава — «Тагил — земля золотая» имеет метафорический смысл: Тагил богат не только своими недрами, но и трудом тагильчан. О людях труда, о духовных качествах мастеров-умельцев, о нравственности и гражданственности повествуют произведения А. Бондина, П. Бажова, Д. Дмитриева, М. Созинова, Н. Маркина и др.

Разнообразные по интонации фрагменты произведений четвертой главы «Леса, рассветы и дожди…» объединены общим принципом отбора — в каждом из них виден, ощутим луч солнца, имя которому — Родина. Эти произведения созвучны музыкальным произведениям тагильчан о родной природе.

Использование материалов данной хрестоматии на занятиях курса «Мой город» позволит приобщить студентов к духовной культуре родного края, успешно реализовать принцип полихудожественного подхода в процессе формирования их этнокультурных представлений.

В аспекте организации этнокультурной образовательной среды особое значение имеет проведение фестивалей национальных культур на основе культурных традиций разных народов, утверждающих принципы содружества, сотрудничества и соучастия в жизни многонационального города.

Весь материал факультативного курса «Мой город» систематизирован в три блока с учетом микро-, мезо-, макроуровней становления и развития этнической культуры: «Истоки», «Мир национальных культур», «Мы — россияне».

Изучение материала программы имеет определенную систему — приобщения студентов к нравственным истокам этнокультурного наследия через закономерно сменяющие друг друга этапы.

На мотивационном этапе через обогащение чувственного опыта восприятия произведений искусства, через усвоение специфики его выразительного языка происходит знакомство студентов с культурой Нижнего Тагила.

На поисковом этапе стимулируется творческая деятельность молодых людей, направленная на актуализацию отношения к культуре разных народов как к самоценности, на познание этнокультурного материала как нравственно значимого, способствующего чувственному отклику в процессе усвоения нового в мире общечеловеческих ценностей.

Третий этап — созидательный — направлен на организацию художественно-творческой деятельности студентов по реализации накопленного этнокультурного опыта, представлений о высших ценностях человеческого бытия.

Мы предполагаем, что успех реализации этнокультурных подходов зависит от следующих составляющих:

— создание и использование в учебном процессе уголков этнической культуры и быта, которые обогащают студентов новой этнокультурной информацией, актуализируют становление этнической идентичности каждого молодого человека, позволяют будущим учителям чувствовать и воспринимать нравственные истоки окружающего пространства через образное постижение многомерности этнокультурного социума;

— привлечение к образовательному процессу представителей национально-культурных центров, нижнетагильских композиторов, поэтов, художников для художественно-творческого освоения этнокультурного пространства;

— проведение интегративных занятий перцептивного типа: знакомство студентов с компонентами другой культуры, осознание их ценностей, придание им индивидуального контекста; оценочного типа: личная оценка будущими учителями ценностей культуры, их актуальности; аналитико-синтетического типа: анализ и сопоставление ценностей своей и другой культуры, утверждение новых нравственных ценностей как личных идеалов.

Этнокультурная среда способствует реализации следующих форм организации художественно-практической деятельности студентов: фестиваль национальных культур, молодежный музыкальный центр, малая филармония.

Таким образом, этнокультурные подходы в системе профессионально-педагогической подготовки студентов позволяют раскрыть истоки становления и развития социокультурного пространства Родины, заложить основы эмоционально-нравственного отношения к культуре своего народа, актуализировать обогащение жизненного опыта будущих учителей во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями. Все это направлено на становление личности будущего учителя, воспитание толерантности, осмысление им своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве, формирование этнокультурных представлений как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Список литературы

1. Композиторы Екатеринбурга / сост. Ж. А.?Сокольская. Екатеринбург, 1998.

2. Крупянская В. Ю., Будина О. Р. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (конец XIX — начало XX в.). М., 1965.

3. Крупянская В. Ю., Полищук Н. С. Культура и быт горнозаводского Урала. М., 1971.

4. Манжора Б. Г. Нижнетагильские музыканты // Урал. следопыт. 1960. №?3. С.?70–73.

5. Манжора Б. Г. Страницы из музыкального прошлого Нижнего Тагила // Из музыкального прошлого : сб. очерков. М., 1965. С. 115–140.