Смекни!
smekni.com

Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста (стр. 2 из 2)

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [2].

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Народные игры и игрушки

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом [4, с. 35], способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» [3, с. 45-47]. Другие подготавливали к будущему вступлению в брак - «Отдавали молоду на чужую сторону» [3, с. 60].

Приобщение к труду и культуре досуга

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама - исполнительница колыбельных, пес- тушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.

Во многих обрядах участие принимали дети - колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.

С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [6]. Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения - часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности» [6, с. 8]. В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].

Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Описанные выше средства и механизмы социально-личностного развития и воспитания детей в ходе освоения народной культуры крайне важны в совершенствовании современной системы дошкольного образования. Современные исследования (М. И. Богомоловой, А. Г. Гогобе- ридзе, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, Т. В. Поштаревой, Т. Ю. Купач, С.Н. Федоровой, А. Н. Фроловой, Р. М. Чумиче- вой и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают на различные пути ее становления и развития. Следовательно, одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство [1]. Этому посвящены целые разделы в современных федеральных и региональных программах развития образования:Проект социально-личностного развития детей дошкольного возраста - «Это было недавно, это было давно». Цель проекта: создание и внедрение системы комплексного подхода к реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста в рамках программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Пилотный проект ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», пилотный проект ДОМ-ЮНЕСКО «Воспитание ценностных ориентиров».

Список литературы

Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики [Текст] в 4-х ч. Ч. 1 / Г. Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. - Чебоксары, 1991. - С. 6-21.

Горская, К. Веселая горница [Текст] / К. Горская // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 9-11.

Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. И. Ерофеева. - М. : 1986. - 18 с.

Жуковская, Р. И. Игра в ее педагогическом значении [Текст] / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975. - 204 с.

Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Просвещение, 1983. - Гл. Экология культуры. - С. 62-142.

Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С. Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

Писарева, А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. - М. : ТЦ. Сфера, 2007. - 128 с. - (Растим патриотов России).

Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. - М. : ЭКСМО-пресс, 1998. - 252 с.

Ушинский, К. Д. Воспитание человека [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000. - 256 с.