Смекни!
smekni.com

Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии (стр. 2 из 4)

Принятие ребенка и его дефекта. Родители принимают ребенка, объективно, адекватно оценивают его возможности и проявляют «настоящую» преданность; нет неприязни и чувства вины. Главный девиз — необходимо достигнуть как можно больше там, где это возможно.

Реакция отрицания дефекта. Родители внутренне отрицают наличие дефекта, хотя внешне пытаются его преодолеть. В планах относительно будущего своего ребенка (образование, профессия) — не признают ограничений; настаивают на достижении высоких результатов (завышают планку).

Реакция чрезмерной опеки, защиты и протекции. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, вследствие чего возникает реакция гиперопеки. Ребенок является объектом гипертрофированной любви мамы; родители стараются все делать за него и как следствие ребенок остается на инфантильном уровне.

Скрытое отречение и отвержение ребенка. Родители внутренне признают дефект, но считают его позором; наблюдается внутреннее «отвращение», хотя внешне это не проявляется.

Открытое отречение и отвержение ребенка. Родители отдают отчет в своих враждебных чувствах и обращаются к разным формам защиты — виноваты врачи, педагог.

Первые два типа В. Соммерс считает положительными, так как ребенок принимает участие в жизни семьи и общества, а следовательно, обеспечивается его развитие. Третий тип, по мнению автора, вызывает нарушения личностного развития, но при сильной нервной системе ребенка достигается положительный результат. Четвертый и пятый — однозначно негативные реакции, мешающие развитию личности ребенка.

Однако к данным состояниям родители приходят постепенно, испытывая различные реакции: отрицание, гнев, чувство вины, эмоциональную адаптацию. Т.Г. Богданова, Г.Г. Гузеев, Д. Льютеман и Е. Шухард выделяют четыре фазы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Вторая фаза — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Многие родители принимают диагноз, но при этом испытывают неоправданный оптимизм в отношении прогноза развития и возможностей его излечения. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду. Четвертая фаза — сознательное, самостоятельное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социальнопсихологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты.

В ходе консультирования семей с проблемным ребенком, помимо определения родительской позиции по отношению к ребенку и его нарушению, специалисту приходится выявлять и тип отношения родителей к ребенку. Сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер вычленили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями. Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке. Ребенок практически предоставлен самому себе, чувствует себя брошенным. Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу, доминирование родителя над ребенком, игнорирование его реальных потребностей и жесткий контроль над поведением ребенка. Потворствующая гиперпротекция проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (ребенку говорят фразы типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто — в виде издевок, иронии, высмеивания. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно — в виде побоев, или скрыто — в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям.

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество. Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение. Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера. Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольно, с полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью». Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таком типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети- флегматики — тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать ис- тероидный тип акцентуации личности.

Появление в семье психически или физически неполноценного ребенка всегда связано с сильными эмоциональными переживаниями родителей. Коренным образом меняются жизненные позиции родителей. Узнав о рождении ребенка с отклонением, родители испытывают противоречивые чувства — от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, описаны в исследованиях Ю.А. Блинкова, Т.Г. Богдановой, Т.Н. Волковской, С.А. Игнатьевой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, М.М. Семаго, В.В. Ткачевой и др.

Выделяются общие признаки, характеризующие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития:

родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;

личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

семейные отношения нарушаются и искажаются;

социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении. Родители стараются скрыть факт задержки развития ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования снижается;