Смекни!
smekni.com

Уклад жизни школы как фактор духовно-нравственного развития его субъектов (стр. 2 из 2)

Нет необходимости говорить, что в школе, включающей тысячи индивидов, существует очень много сетей. Практически систему коммуникации в школьном укладе необходимо рассматривать как совокупность большого числа сетей, частично совпадающих и взаимосвязанных, так что они образуют сеть, состоящую из меньших сетей. При анализе коммуникационного взаимодействия, вместо того чтобы изучать акты передачи-приема сообщений на уровне индивидов, необходимо применить подход, при котором не проводится (или не должно быть проведено) четкое различие между источником и получателем сообщений. Потоки информации движутся через посредников, которые одновременно являются и источниками, и получателями сообщений. Коммуникация при таком подходе является, по сути дела, взаимообменом. Каждая сеть — это небольшая группа детей, интенсивно общающихся друг с другом в процессе исследовательских проектов, социально-культурных практик и пр., или же множество таких групп, связанных потоками передаваемых друг другу сообщений. Сети коммуникаций менее структурированы, чем коммуникации, определяемые формальной структурой школьной организации. Сети возникают более или менее спонтанно в результате повседневного общения индивидов. Сети постоянно меняются во времени, и это основная причина того, что они определяют поведение людей в не меньшей мере, чем формальная структура.

Таким образом, когда формальная структура не может придать личностно-ориентированный характер коммуникационным отношениям, коммуникационные взаимосвязи в школьном укладе стимулируют приобретение личностью социального опыта, помогают обрести идеалы, убеждения, формируют духовный мир школьников. В процессе коммуникации школьник не является пассивным приемником информации, напротив, он сравнивает себя с другими, анализирует, как другие члены группы относятся к нему, как он сам относится к этой оценке. Эти чувствования и ожидания, удовлетворяющие какую- либо его потребность, соответствующие его внутреннему миру, воплощаются в принятие школьником самостоятельной социальной роли.

Организация духовно-нравственного уклада школьной жизни подчеркивает неформальный аспект коммуникаций, необходимость тесного взаимодействия индивидов и групп, отражает представление о коммуникации как о межличностном процессе. По сути, коммуникации характеризуют все виды деятельности, в совокупности составляющие уклад школьной жизни (при этом по каждому из видов деятельности актуализируются «сквозные» проблемы, решение которых будет способствовать становлению личности обучающегося):

учебный план;

рабочие программы по обязательным учебным предметам;

надпредметные программы формирования функциональных умений и ключевых компетентностей (например, опыта проектной деятельности и опыта исследовательской деятельности, информационной культуры, опыта участия в духовной жизни города/села и т. п.);

программы социально-творческой, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, военно-патриотической и других видов деятельности внутри общеобразовательного учреждения;

варианты индивидуальных образовательных программ;

внеучебная работа, которая в контексте формирования духовно-нравственного уклада школьной жизни организуется на следующих уровнях: работа с учащимися, с родителями, с педагогами;

совместная деятельность школы, семьи и общественности.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, говорится: «Воспитывает ребенка не педагог и уж тем более не предмет, который он ведет. Воспитывает весь уклад школьной жизни, воспитывает для жизни в лучших проявлениях самой жизни» [2].

В школьном укладе главная цель видится в постепенном превращении деятельности детей, организованной совместно с педагогом, в их самодеятельность. Объединение детей в единых действиях, развитие активности, самостоятельности, творчества, происходящее в этом случае, рассматривается как обязательное условие образовательного процесса и как средство достижения успеха. Такая концентрация внимания на творчестве и взаимодействии как источнике жизненных сил полностью соответствует взглядам на уклад жизни школы как на фактор духовно-нравственного развития его субъектов.

Список литературы

Данилюк А.Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та. 2000. - 440 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,

В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

Заболоцкий Н.А. Не позволяй душе лениться / Н.А. Заболоцкий. - М.: Эксмо, 2009. - 384 с.

Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 3-16.

Путин В.В. Стратегия развития России до 2020 г.: Выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета / В.В. Путин. - М.: Европа, 2008. - 28 с.

Соколов А.В. Социальные коммуникации: учебно-метод. пособие / А.В. Соколов. - Ч. II. - М.: ИПО Профиздат, 2003. - 162 с.

Сухомлинский В А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - К.: Радянська школа, 1981. - 382 с.


[1]Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.