Смекни!
smekni.com

Роль языка в становлении личности человека (стр. 5 из 7)

дях". Это признание есть косвенное подтверждение мысли, высказы-

ваемой рядом ученых, что т е з а у р у с ( словарь языка с полной

смысловой информацией ) является одним из способов представления

языкового сознания.

Если человек говорит кратко и внушительно, негромко и задушев-

но, сухо и деловито, это нравится подростку, как и ровная,

простая, ясная, веская речь, когда у говорящего есть "своя мера

людей", есть отчетливые мысли. "Он, пытливо глядя на меня, помол-

чал, а потом заговорил отчетливо и веско, видимо, - очень проду-

манные мысли", - пишет автор.

Отчетливая мысль, облеченная в ясную и простую форму, не часто

встречается. Чаще подросток чувствует себя опьяненным словами, не

улавливает в них мысли, нередко видит, что люди "милосердны и

любвеобильны только на словах", его осеняет догадка, что часто

"в резких словах прячутся мысли жалкие и лицемерные", что не-

достойные люди прячутся за хорошими словами, приспосабливая язык

к своим нуждам, делая его, по Эзопу, плохим, хуже которого нет

ничего. Формирующееся оценочное отношение к слову развивает

оценочную культуру подростка, мотивы его поведения.

Резко критическое отношение и неприятие вызывают у взрослеющего

человека споры, в которых истина теряется в обилии слов, и рас-

сказчик с признательностью и уважением обращается памятью к добрым

своим собеседникам, которыми одарила его жизнь, вспоминает рас-

суждения одного из них: "Слова, дружище, это - как листья на де-

реве, и чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать,

как растет дерево, - нужно учиться". Рассказчик приходит к необ-

ходимости учить язык, познавая его законы, развивая свою языковую

эрудицию, совершенствуя языковые способности, речевые коммуника-

тивные умения.

Выработка убеждений, жизненной позиции идет в процессе активной

работы мысли, перерабатывающей знания бытовые и книжные, сверяемые

с практической деятельностью, - таков путь освоения мира подраста-

ющим поколением, и тяжел этот путь без наставника, учителя, собе-

седника. В повести "Мои университеты" М.Горький пишет: "Мне толь-

ко что минуло пятнадцать лет, но иногда я чувствовал себя пожилым

человеком, я как-то внутренне разбух и отяжелел от всего, что пе-

режил, прочитал, о чем беспокойно думалось. Заглянув в себя, я

находил свое вместилище впечатлений подобно темному чулану, кото-

рый тесно и кое-как набит разными вещами. Разобраться в них не

было ни сил, ни умения". Это пронзительное ощущение одиночества,

безжалостного и нелепого отторжения от людского сообщества, не-

возможности реализовать естественное человеческое желание быть

услышанным, понятым, вспомнилось рассказчику много лет спустя,

после знакомства с удивительно правдивым рассказом А.П.Чехова про

извозчика, который беседует с лошадью о смерти своего сына: "Я

пожалел, что в те дни острой тоски не было около меня ни лошади,

ни собаки и что я не догадался поделиться горем с крысами... "

Потребность поделиться раздумьями, необходимость высказать мы-

сли, желание обсудить сомнения, разрешить их - стремления специ-

фически человеческие, и чем более развит интеллект, чем выше

культура, самосознание личности, тем больше потребность в общении,

во взаимодействии с себе подобными.

Проведенное коммуникативно-ориентированное чтение позволяет

увидеть этапы становления языковой личности, развития языкового

сознания ребенка, подростка, юноши. Расширяя возможности для

осознания языкового поведения личности, художественные произведе-

ния, как в грандиозной лаборатории, аккумулируют важную для язы-

ковой личности информацию. В данном случае извлеченные наблюдения

опираются на определенные научные представления. В самом деле,

р е б е н о к н е м о ж е т р а з в и в а т ь с я н и и н -

т е л л е к т у а л ь н о , н и н р а в с т в е н н о , н и

э с т е т и ч е с к и в н е я з ы к о в о й с р е д ы , б е з

р е ч е в о г о о б щ е н и я . Речь окружающих, их речевое по-

ведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее

слово - основа развития, становления личности. И то, что это за

речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет со-

держание, - в известной мере задает направление культурного и ду-

ховного развития личности и социального процветания гражданина.

Большое значение в языковом развитии ребенка имеет приобщение

к народному творчеству, в частности, к пословицам и поговоркам.

Проведение урока по пословицам и поговоркам занимает определен-

ное место в эстетическом и нравственном воспитании школьников, в

формировании у них патриотического чувства, значительно обогащают

речь ученика, делают ее образной, яркой.

Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи

своего народа, свою Родину.

Проводить уроки по данной теме в 5-х классах и сложно, и инте-

ресно.

В качестве оборудования использую:

стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам худож-

ника А.Елисеева;

выставку книг ( В.П.Аникин "К мудрости ступенька", Л.Толстой

"Скучен день до вечера, коли делать нечего", Б.В.Шергин "Одно

дело делаешь, другого не порть", Г.А.Галичев "О пословицах",

сборники пословиц, поговорок, книги Даля;

плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных

деятелей о пословицах и поговорках.

Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением

стихов, басен, инсценированием сказок, игр.

Урок может быть таким. В начале урока учитель говорит о том,

что никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно лишь

одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем

протяжении его истории. Русские пословицы - крылатая мудрость на-

рода. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудры-

ми изречениями. Недаром говотится: "Без угла дом не строится, без

пословицы речь не молвится". Пословицы для нас - своеобразный

учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в люб-

ви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные

слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно.

Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век

различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них са-

мое характерное, самое типичное - свои наблюдения выражал в точной

и сжатой словесной формуле пословицы или поговорки. В этих кратких

афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками,

следующему поколению. "Счастье не ищут, а делают", "Ученье свет,

а неученье - тьма", - учит русский народ. Мудрые пословицы помога-

ют оценивать свои поступки и действия других людей. Русские посло-

вицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззавет-

ную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа,

его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и

стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно пони-

мал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной

возникновения пословиц:

Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

Пословица - всем делам помощница.

Без пословицы не проживешь.

Обращаю внимание ребят на высказывания о пословицах, поговор-

ках, написанные на плакатах:

Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за

золото! ( А. С. Пушкин )

Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это

житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

( В. И. Даль )

Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного

ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролю-

бов )

Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а

чувства много. ( Л. Н. Толстой )

В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни

всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горь-

кий )

Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские посло-

вицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях,

когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выра-

зительно. Широко использовали и используют в своих произведениях

пословицы, поговорки писатели и поэты. Ставлю перед ребятами зада-

чу: найти пословицы в тех произведениях, которые они сейчас услы-

шат, объяснить их смысл.

Учащиеся инсценируют небольшую сказку Е. Пермяка "Про торопли-

вую Куницу и терпеливую Синицу".

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп.

Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан,

платка из этих лоскутиков нельзя было сшить. Стала терпеливая Си-

ница из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнет,

сюда подвернет. Все она сообразила, все высчитала - потом за нож-

ницы взялась.

Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.

- Где ты кройке-шитью училась, Синица? Какие курсы кончила? -

спрашивает ее Куница.

- Никаких я курсов не кончила, - отвечает Синица. - Бабушка ме-

ня шитью выучила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Использую и другие литературные произведения: басню Крылова

"Мот и Ласточка", стихотворение Л. Ошанина "Песня о дружбе", сти-

хотворение Г. Яковлева "Посмотри вокруг" ( ребята их учат на-

изусть ) и др.

Далее учащимся может быть предложено несколько форм работы, что

позволит не только проверить их знания данного жанра устного народ-

ного творчества, но и обогатить их. Задания могут быть примерно