Смекни!
smekni.com

История сексологии (стр. 2 из 4)

Гиппократ (V—IV век до н. э.), создатель основ врачебной этики и учения о темпераментах, считал, что частые половые акты укрепляют и увеличивают половой член, в то время как сексуальное воздержание уменьшает его. В то время господствовало мнение, что мастурбация является причиной многих болезней. Это было обусловлено уровнем медицинских знаний, в частности, ошибочным представлением о роли семени для здоровья человека. Гиппократ считал, что семя скапливается из всех частей тела, особенно из головы. Убежденность в развитии тяжелых болезней в связи с утратой семени возникла, в частности, потому, что в древности семенная жидкость считалась наиболее важной, действующей стимулирующе на весь организм и поэтому ее потеря должна вызывать расстройства. К тому же семени приписывалось действие, которое осуществляют гормоны яичек. В связи с этим утрата семени должна вызывать все те нарушения, которые возникают при выпадении эндокринной функции яичек. Семенем в то время считали любые выделения из мочевого канала, в том числе гнойные при воспалительных заболеваниях. Поэтому все проявления этих болезней рассматривались как результат утраты семени. Гиппократ описал заболевания, вызванные похотливостью, назвав их «истощением позвоночника». «Эта болезнь поражала распутников, разрушая у них спинной мозг, т. е. позвоночник. У них нет лихорадки и, хотя они хорошо питаются, худеют и истощаются. Им кажется, что из головы вдоль позвоночника спускаются мурашки. Во время дефекации и мочеиспускания они теряют очень разжиженную семенную жидкость. Они неспособны к оплодотворению, а во сне часто совершают сладострастные действия. Прогулки, особенно по плохим дорогам, отнимают у них дыхание, вызывают слабость, шум в ушах и тяжесть в голове. В конце концов, горячка приводит их к гибели».

Гиппократ утверждал, что при половом акте между мужчиной и женщиной происходит благотворный взаимный обмен жидкостями, т. е. половой акт является своего рода взаимной «прививкой», укрепляющей здоровье вследствие восприятия выделений партнера противоположного пола. Этот взгляд оказал большое влияние на развитие так называемой герокомии — концепции, согласно которой мужчина может омолаживаться, вступая в половую связь с молодыми девушками. При этом от девушек в организм мужчины поступают вещества, способствующие омоложению. Некоторые сторонники герокомии считали, что не только половое сношение, но и даже просто соприкосновение с молодым телом (влияние его «тепла» или «дыхания») вызывает омоложение. В качестве примера ссылались на библейского царя Давида, который держал при себе для этой цели Авигею — молодую девушку из племени Сунам. Герокомия, осужденная и отвергнутая в средние века, в несколько иной форме появилась в конце XIX века во взглядах Вильгельма.

Райха (лечебное влияние «открытой» им оргональной энергии, которая является неэлектромагнитной силой и пронизывает всю природу), а в последние годы вновь отмечается в сексологии. Речь идет об исследовании биотоков, возникающих в период сексуального возбуждения, и их целебном воздействии. Отчасти это нашло отражение в так называемом экстазоцентрическом направлении в развитии сексологии, сменившем господствовавшее в последние десятилетия так называемое оргазмоцентрическое направление.

В отношении гомосексуальных контактов Гиппократ придерживался мнения, что мужественность и положительные качества взрослого мужчины через его семя могут передаваться подросткам. Этот взгляд и обусловил соответствующее отношение к гомосексуализму в античной Греции.

Определенная информация о сексуальной жизни животных содержится в сочинении Плиния Старшего «Естественная история» (I век н. э.), состоящем из 37 книг. В них описывается живая и неживая природа (ботаника, зоология, физиология, антропология и т. д.).

Одной из наиболее древних хирургических операций является обрезание крайней плоти, применявшееся с ритуальными целями в Древнем Египте 5 тыс. лет назад. Евреи также совершают ритуальное обрезание у младенцев на 8-й день их жизни, а мусульмане — у детей в возрасте 3—14 лет. В Эфиопии и Индонезии обрезание делали также местные жители-немусульмане, обычно незадолго до вступления в брак, в присутствии невесты и всего племени, так как обряд являлся своего рода экзаменом для мужчины. У некоторых первобытных народов применяли так называемую инфибуляцию—закрытие входа во влагалище для предупреждения мастурбации или преждевременных половых сношений. И лишь супруг имел право устранить преграду своим ножом, кремнем или половым членом. Римляне применяли инфибуляцию у евнухов; она заключалась в том, что в крайнюю плоть вшивали кольцо.

С давних времен применяли также различные механические средства для достижения большего сексуального наслаждения, например, искусственный половой член, сделанный из кожи, дерева или резины (olisbos, parapilla, godemiche). В Риме во время полового сношения использовали целую систему приспособлений, вплоть до искусственного полового члена, закрепленного на колесах. В Риме также был известен инструмент, называвшийся muti-nus tutunus и имевший вид полового члена, на который, в соответствии с древним свадебным ритуалом, наседала невеста, прежде чем супруг совершал с нею первое половое сношение. Это была механическая дефлорация, которую впоследствии резко критиковали христианские теологи. В то же время, однако, служительниц культа Весты (весталки) за недосмотр за вечным огнем наказывали кнутами, а за утрату девственности заживо замуровывали.

В средние века и в новое время взгляды на сексуальные функции мало отличались от взглядов, существовавших в древности. Их связывали с тяжелыми заболеваниями и, кроме того, в моральном плане, оценивали как нечистые и греховные. Вследствие аскетических принципов эпохи средневековья в ограничении сексуального влечения усматривали не рациональную необходимость для создания возможностей совместной жизни людей, а абсолютный моральный идеал. Отношение к сексуальной жизни было однозначно негативным, но полного запрета на нее не налагалось из-за необходимости продолжения рода. Абсолютное подчинение сексуального влечения собственной воле рассматривалось как высшая степень совершенства личности. Возможность полового сношения допускалась только с целью оплодотворения, все прочие проявления сексуальной жизни решительно осуждались.

Негативная установка в отношении сексуальности нашла свое крайнее отражение в законодательстве. Законодательством всех западноевропейских государств предусматривалось суровое наказание за всяческие отклонения или извращения в сексуальной сфере; обычно речь шла о лишении жизни или тяжелых телесных пытках. В Восточной Пруссии смертная казнь за гомосексуализм была отменена лишь в 1794 г. И только наполеоновский кодекс 1810 г. вообще отменил во Франции наказания за гомосексуализм. Однако преследовались другие сексуальные проступки, не относящиеся к отклонениям или извращениям, например, внебрачные половые связи.

Демонологическое отношение к сексуальности человека в целом и к женщине, как искусительнице и пособнице дьявола, в особенности получило свое крайнее выражение в сожжении «ведьм». Поводом для процессов над «ведьмами» во многих случаях были проявления различных аномалий, чаще всего сексуальных. В то время широко распространялись взгляды, будто дьявол с помощью женщины стремится приобрести власть над человеком (точнее над мужчинами). Сжигали на кострах или топили в воде тысячи женщин и девушек, подозревавшихся в сношениях с дьяволом. Многие женщины, подвергаясь массовому психозу, сами признавались в сношениях с дьяволом и даже красочно описывали их. В XVI веке была даже предпринята попытка «научно» изучить проблему потомства, которое может получиться в результате связи дьявола с ведьмой, и на эту тему был издан «научный труд». Даже в 1751 г., т. е. уже в эпоху просвещения, в Германии был издан закон, по которому предусматривалась смертная казнь путем сожжения на костре за любые сексуальные контакты с дьяволом.

Одновременно не прекращались попытки прогрессивных представителей общества противостоять злоупотреблениям «святой инквизиции». В 1577 г. в Базеле был издан труд Иоганна Вейера «De praestigiis daemonum et incantationibus ad veneficiis libri sex», в котором этот отважный врач и противник гонения на ведьм доказывал, что лица, якобы находящиеся во власти дьявола, достойны лишь сочувствия и нуждаются в лечении, так как являются психически больными. Однако этот труд попал в список книг, запрещенных церковью.

Кроме религии, закона и традиций, стоявших на страже сексуальной «чистоты», существовали также индивидуальные способы охранить себя, особенно от ревнивых мужей. Первые упоминания о поясах добродетели встречаются уже в XII веке. Такие пояса были своего рода продолжением традиции применения инфибуляции, практиковавшегося в древности. Они предназначались для предупреждения половых сношений, неприемлемых мужем данной женщины, а также для предупреждения мастурбации. В ряде случаев пояса добродетели были сконструированы таким образом, что закрывали доступ не только к влагалищу, но и к заднему проходу, чтобы воспрепятствовать сношение «пер анум». Даже в конце XIX века во Франции распространялись проспекты с описанием поясов добродетели, а в 1903 г. в Германии Эмилия Шефер пожелала получить патент на пояс добродетели с замком и ключом для сохранения супружеской верности.