Смекни!
smekni.com

Культурные, социальные и психологические аспекты сексуальности (стр. 3 из 3)

Культ мужской сексуальности зафиксирован во всех человеческих сообществах. Боги и герои всегда отличались экстраординарными сексуальными характеристиками. Индийский бог Кришна имел 16 108 жен. Малоизвестные подвиги Геракла и Одиссея также отражали их потрясающие воображение сексуальные возможности.

Сегодня многие стереотипы и питающие их мифы несколько видоизменились, но отнюдь не исчезли. 3. Старович (1991) описывает следующие основные типы сексуальных культур прошлого и настоящего:

Аполлоновский тип: провозглашает гармониюмежду душой и телом; радость жизни включает в себя и телесные наслаждения, секс рассматривается как благо, как радость.

Либеральный тип: секс не самоцель, не радость, но сексуальность в этой культуре имеет право на жизнь, отношение к сексуальным потребностям терпимое.

Культура "бедности": секс позволителен для мужчины, женщина лишь объект манипуляций для мужчины; проявления сексуальной активности женщиной порицаются.

Оргностическая культура: общество принимает все виды сексуальной активности, вплоть до девиаций; секс рассматривается только как развлечение, удовольствие, способ релаксации.

Мистическая культура: секс расценивается как некоторая мистическая, сакральная сторона жизни человека; мистическое отношение формируется в рамках определенного религиозно-философского учения (дзен-буддизм, тантризм, даосизм).

Репрессивная культура: секс рассматривается как нечто предосудительное, не совсем приличное; почти все проявления сексуальности осуждаются и подавляются.

Пуританская культура: сексуальность осуждается в числе всех прочих удовольствий, особенно телесных.

Понимание обусловленности культурой многих феноменов сексуальности необходимо не только сексологу, но и врачу-сексопатологу для оценки не отдельного симптома, а его проявления у конкретной личности, сформированной конкретным культурным контекстом.

Социально-психологический контекст сексуальности

В 1996 г. Лев Щеглов сформулировал основные мотивы вступления в интимную близость:

Секс как случайность: в этом случае все решает ситуация, чаще всего данный мотив реализуется в юношеском возрасте.

Секс "назло": этот мотив также более характерен для юношеского возраста, когда сексуальный контакт с другим партнером выполняет функцию наказания для провинившегося возлюбленного; психологически такое поведение присуще любой инфантильной личности.

Секс как оплата: тот самый случай, когда сексуальный контакт является определенным вознаграждением для партнера за какие-то его услуги, подарки, помощь.

Секс как уход от реальности: для кого-то секс - это последняя черта, за которой еще можно сохранить или обрести свою индивидуальность, единственная область, где человек чувствует себя личностью; в этом случае речь идет о потерянности индивида в окружающем его мире, об утрате им смыслообразующих жизненных ценностей.

Секс для продолжения рода: в этом случае все происходящее в паре подчинено конкретному желанию родить ребенка; сегодня этот мотив достаточно часто руководит одинокими женщинами, решившими родить ребенка без вступления в брак, партнер в определенном смысле воспринимается как донор спермы.

Секс сотрудников: жизненность этого мотива подтверждают бесконечные анекдоты о начальнике и секретарше; в данном случае можно говорить об определенной лени и пассивности - партнера не нужно завоевывать, привлекать, обольщать, он находится под рукой; не требуется ни эмоциональных, ни временных, ни иных затрат; фактически отсутствует индивидуальный выбор партнера.

Секс как автограф: речь идет о достаточно банальной ситуации, когда с одной стороны представлены поклонники (чаще - поклонницы), с другой - "звезды" (обычно - массовой культуры); близостью (пусть и однократной) со "звездой" можно гордиться, об этом можно рассказывать знакомым, приобретать вес в их глазах.

Секс как агрессия: здесь истинным мотивом сексуального контакта является не всегда осознаваемое самим человеком желание подчинить, унизить партнера; данный мотив чаще наблюдается у мужчин, что объясняется наличием в общественном сознании "мужского" стереотипа поведения, когда обществом негласно санкционируется большая активность, напористость в сексуальном поведении мужчин; "женский" поведенческий стереотип подобных проявлений не допускает.

Секс как спорт: в этом случае как в спорте сверхзадачей является "набор очков"; часто эта позиция маскирует глубинную, возможно, неосознаваемую неуверенность в себе как сексуальном партнере; эта неуверенность требует постоянного подтверждения собственной потентности.

Секс как задолженность: сексуальные контакты рассматриваются как некий долг по отношению к супругу; после полового акта наступает чувство облегчения, что очередной вексель погашен.

Секс для здоровья: подлинным мотивом сближения является представление о несомненной пользе половой жизни для здоровья; в этом случае секс приобретает значение определенной гигиенической процедуры.

Секс для престижа: информация о сексуальном опыте индивида направлена им на окружающих для повышения собственного статуса в их глазах и самооценки; эта мотивация чаще наблюдается у мужчин, т. к. роль "героя-любовника", "сердцееда" и т.п. в обществе снисходительно поощряется, однако она требует постоянного подтверждения в виде доказательств и фактов; понятно, что при этом индивид, чаще всего, преувеличивает свои возможности, не исключена и банальная ложь.

.Секс как релаксация: в расчет принимается только свое "хочу"; секс является способом сбрасывания йакопившегося сексуального напряжения.

Секс как познание: чаще этот мотив наблюдается в подростковом возрасте ("Как это бывает на самом деле?"), партнер яаляется в основном объектом познания.

Секс как коммуникация: секс в этом случае средство вступить в общение с другим индивидом, преодолеть чувство одиночества.