Смекни!
smekni.com

Политическая культура и социализация (стр. 2 из 6)

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину миро­восприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического стату­са), а также на собственно политическом уровне ценностных представ­лений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

На каждом из этих уровней у человека могут складываться доволь­но противоречивые представления. Причем отношение к конкрет­ным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего вос­приятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляется крайне неравномерно. Все это придает формирова­нию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориенти­ров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, страты), нацио­нальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (рели­гиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценност­ных ориентации (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отноше­нии к власти и государству, правящим партиям, в способах полити­ческого участия и т.д.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, рели­гиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специали­зированных функций по управлению политической системой.

В этом смысле наиболее важными элементами данной субкульту­ры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуаль­ных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволят им приобрести и поддержи­вать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

Назначение и функции политической культуры.

Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура харак­теризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соот­ветствии с правилами политической игры, а также творчески перестра­ивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентации человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). По­скольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными фор­мами проявления политической культуры всегда имеются определен­ные противоречия.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противо­действуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объяс­няет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способ­ным принудить людей к реализации новых для них принципов поли­тического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспек­тивного политического устройства.

Этапы политической социализации, как вхождения в политическую культуру.

Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы политической культуры осваиваются че­ловеком непрерывно, и процесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью. Таким образом, политическая социализация — это процесс одновременного обретения и утраты человеком политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта политики. В силу этого и уровень политической социализированнсти человека не может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому поведению субъектов.

Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в по­литике ролей (поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же образцами политичес­кого поведения), а также от деятельности основных агентов полити­ческой социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих трех переменных политичес­кого процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации:

«Первичная политическая социализация характеризует первонача­льное (обычно с трех—пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса, здесь необхо­димо различать четыре аспекта процесса социализации: непосредст­венное "восприятие" ребенком политической жизни, информацию о которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах; "персонализация" политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти (например, президент, полицейский, которых он часто видит по телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с политической системой; "идеализация" этих политических образов, т.е. образова­ние на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике; "институализация" обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, над личностному видению политики.

В целом особенности первичного этапа политической социа­лизации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в будущем ано­мальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определенную последовательность в применении механизмов пере­дачи ребенку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного характера включения его в политичес­кий мир предпочтительны те социальные формы, где политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, приме­ром деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе раз­вивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нор­мами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он освоил приемы переработки инфор­мации и осуществления ролей, способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к индивидуальному пере­смотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет т.н. обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпоч­тительных способов политического поведения и идеологических позиций».1

Основные типы политической социализации.

Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют вы­делить соответствующие типы политической социализации. К ним можно отнести: