Смекни!
smekni.com

Проблема суицида (стр. 5 из 9)

Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католизма, сурово преследующего попытки лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества и в Польше(с1970 по 1986 годы зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100 000).

Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные самоубийства предпринимались и в России, например, при многих государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимый Петром I, недаром именно при этом царе в Военном и Морском Артикуле появилась довольно суровая запись для самоубийц: “Ежели кто себя убьет, то мертвое его тело, привязав к лошади, волоча по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались”. [Кони А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М.,1923.]

Говоря о социальных условиях, сопутствующих суициду, то здесь особый интерес вызывает влияние на него определенного вероисповедания. Страны мусульманского, иудейского вероисповедания, а также католические христианские страны представляют как в ХIХ в., так и сегодня меньшую опасность для возникновения массовых очагов суицида, чем страны других вероисповеданий и конфессий, например страны с преобладающим в них христианским протестантизмом (США, Германия, Швеция). Существует предположение, что в нехристианских странах такое отношение к самонасилию продиктовано идеологией фатализма, присутствующей в их религиозных учениях, в католических же государствах – организованностью церкви как самостоятельной политической силы, строго и подробно регламентирующей поведение своих верующих сограждан. Конечно, подобная трактовка во многом справедлива, но далеко не полна, так как известно, например, что элемент фатализма в сильной степени присущ индуизму. Тем не менее Индия – это родина одной из форм ритуального самоубийства (сати). В такой же католической стране, как современная Франция, в наши дни наблюдается суицидальный всплеск, во многом, правда, объяснимый полным безверием жертв собственного насилия (достаточно привести в качестве примера трагическую судьбу известной французской актрисы и кинорежиссера Кристины Паскаль – жертвы сексуальной революции в Европе).

Таким образом, на путях раскрытия специфики вероисповеданий суицидологам трудно обрести твердую почву под ногами, не учитывая особенности самого феномена веры.[ Вест. Моск. ун-та. сер. 12., политические науки. 1998 №6]

Э. Дюркгейм одним из первых отметил, что “на одну лишившую семья жизни женщину приходится в среднем четверо мужчин”.

Это высказывание справедливо и для нынешнего времени, и для большинства стран. До 1992 г. оно было справедливо и для России. В целях удобства изложения число мужчин-самоубийц, приходящихся на одну лишившу себя жизни женщину, социологи обозначили термином “индекс сверхсуицидальности мужчин”. Например, в 1991 г. в России доля женщин среди самоубийц составила 21,5 %, что дает нам “индекс сверхсуицидальности мужчин” 78,5% / 21,5% = 3,651. Статистический анализ, проведенный в 1991 г. по 46 странам мира, дал соответствующий индекс, равный 3,128 +-о,266 мужчин.

Критической константой, при переходе за которую начинается социальная патология, считается индекс 4,2 (“Социс”, №5/91,с.100). Когда в обществе начинается рост числа самоубийств за критической цифрой 20 суицидов на 100 тыс. населения, главную “лепту” здесь вносят мужчины. В нижеследующей таблице привожу соответствующие данные по России ( подсчитано по: “Социс”, №5/99, с. 83; “АиФ”, №44/97, с. 24).

годы Общее число самоубийств На 100 000 Индекс сверхсуицидальности мужчин
1990 39 150 26,4 3,48
1991 40 143 26,9 3,65
1992 46 125 31,0 4,05
1993 56 136 38,1 4,55
1994 61 886 42,1 4,89

В абсолютных цифрах росло число женщин-самоубийц, но основной прирост, как явствует из индекса сверхсуицидальности, давали самоубийцы-мужчины. Если же брать только трудоспособный возраст, то здесь соответствующий индекс к середине 90-х превысил 7. Как пишет социолог Ирина Орлова, “возрастная структура смертности от суицидов совпадает с аналогичной структурой общей смертности и еще раз подтверждает, что наиболее серьезным симптоиом социального нездоровья России в 90-е годы является сверхсмертность мужчин трудоспособного возраста” (“Социс”, №8/98, с. 72) .

Минимальный уровень суицида в России падает на 1986 год – 33 261 чел.(3,1 на 100 000). Это – прямой борьбы с алкоголизмом, но результат сугубо временный. Затем кривая смертности сначала очень медленно, а затем набирая ускорение, поползла вверх, достигнув в 1991 г. числа самоубийц в 40 143 (26,9 на 100 000). Это был последний год, в котором среди причин суицида преобладали личные мотивы.

Ситуация резко изменилась в 1992 г. С ‘того года начали доминировать социальные причины самоубийств: потеря работы, девальвация профессии, малый заработок. ВЦИОМ предупредил, ссылаясь на многие исследования в разных частях мира: “Среднее падение личного дохода на 10% влечет среди затронутого населения рост общей смертности на 1% и рост числа самоубийств на 3,7%. Ощущение падения благосостояния является одним из наиболее мощных социальных стрессов, который по силе и системности воздействия превосходит стрессы, возникающие во время стихийных бедствий” (“Наш современник”, №1,1997, с. 250-251). Затяжные задержки зарплаты резко усугубили ситуацию. “Ты довел меня до края, оставив без зарплаты год…” – одна из типичных предсмертных записок в адрес директора завода. Новым стрессовым фактором явился каждодневный страх,поселившийся в домах россиян. Очевидно, наиболее “суицидоопасен” не столько низкий, но стабильный социальный статус,сколько его резкое падение, утрата положения, занимаемого в обществе…

Еще в 1893 г. Эмиль Дюркгейм в своей книге “Самобийство” вводит в научный оборот термин “аномия”. Аномия (герч. “номос”- норма, закон, “а”- отрицательная частица) – буквально “безнормотивность”- такое состояние общества, когда порушены моральные нормы, девальвированы этические ценности,короче говоря, сломан морально – этический “скелет ” человеческого поведения. Нет точки отсчета добра изла, все моральные катеории размыты и относительны, торжествуют ценизм. Отсюда – разрыв социальных связей, атомизация индивидов, чувство одиночества, пустоты, утеря смысла жизни и, как результат, - самоубийство.

Еще одна причина самоубийства – телевидение, нагнетающее состояние безысходности, безнадеги. Методику такого телевизионного воздействия образно показал Александр Проханов: “Труппы с атомахода “Курск”. Гробы крупным планом. Лица вдов, сирот. Слезы. Панорама гробов. Медленно вндем телекамерой. Так, хорошо. Слеза крупным планом. Еще крупнее. Вот так, хорошо. Теперь - с Ил-18. Пепел, обломки самолета и трупы. Вот эту оторванную ногу, пожалуйста. Если можно, обожженную руку ребенка. Слезы родных. Крпным планом, еще крупнее. Так хорошо…

Страна должна видеть свои труппы. Каждый реьенок должен знать, что мама и папа когда-нибудь станут труппами. Каждая мать пусть представит своего малыша в гробу. Культ смерти. Ни слова о служении отечеству. Ни слова о мистическом подвиге 6-й роты в ВДВ в Аргунском ущелье. Ни слова о великом подвижничестве героев-подводников. Некрофилы кладут Россию в огромный струганный гроб. Снимают взахлеб.

Сколько их скопилось, желающих нам смерти. Сколько толкающих нас в смерть”(“Завтра”, №44, 2000).

Все правильно. Толкающих нас на смерть – предостаточно. Одно непонятно: самоубийства – это аутогрессия, т.е. агрессия, направленная не на тех, кто толкает меня, тебя его – в смерть, а направленная на себя самого. Почему? Когда все потеряно, не о чем жалеть и некого бояться, - если уж умирать, так с музыкой, прихватив вместе с собой на тот свет компанию из падонков. Я вовсе не призываю к терроризму. Терраризму у нас хватает с избытком. Только есть во весм этом странность: братки мочат братков и банкиров: банкиры “заказывают” других банкиров и братков. На этом фоне разгула террора среди“хозяев жизни” абсолютно не понятно отсутствие агрессии “ низов” в адрес убивающих их “верхов”. Никто из “простых людей ”, покончивших с собой, не прихватил на тот свет своего мучителя. Не понимаю я этого . Нет оружия? А как же 500 офицеров, ежегодно сводящих счеты с жизнью? В их распоряжении оружие и вооруженные подчиненные…Еще раз оговорюсь: нет не, я не призываю к вооруженной мести и воздаянию, я хочу понять, почему жертвы так пассивны. Лишь один смельчак-танкист нагелся (и это давольно широко освещалось в СМИ): вывел на городскую площадб танк без боекомплекта и потребовал выплатить все, что ему причиталось. Выплатили. И никак не наказали. Вот так-то…

А пока акты самоубийства приобретают все более протестный характер. Все чаще происходят публичные самосожжения, после которых остаются плакаты, тексты которых недвусмысленно восстают против нынешних российских порядков.

В 1993 г. самоубийств – на 17% больше, чем годом ранее, а в 1994-м – на 23% больше, чем в предыдущем году. Но вот, достигнув своего пика в 1995 г., суицид как бы “ стабилизировался”: кривая перестает расти и образует за 195 – 1997 годы своеобразное плоское “плато”(из расчета на 100 тыс. цифры самоубийств за эти 3 года: 41,4 – 39,4 – 39,5 соответственно). Что это – положительная тенденция? Нет. Это описанный австрийским психиатором и психологом Виктором Эмилем Франкелем “синдром концлагеря”, когда попадающие в него люди первое время бросаются на колючую проволоку, гибнут. А потом привыкают к неволе, “адаптируются”.