Смекни!
smekni.com

Семья (стр. 3 из 4)

Достаточно сказать, что число расторгнутых браков возросло за период с 1960 года с 1,3 до 3,5 на тысячу человек, относительное количество неполных семей (главным образом - матери с детьми) осталось в основном на прежнем уровне (около 12 процентов всех семей), суммарная рождаемость (среднее число детей на одну женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на меры по стимулированию многодетности, понизилась в два раза (с 4,4 до 2,2), а дола незамужних женщин составила в возрастных пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов, 40 - 49 лет - свыше 20 процентов.

Конечно, чем круче ползет вверх кривая разводов, тем ниже у людей уверенность в судьбе собственного супружества, а это, в свою' очередь, непосредственна отражается на планировании родительства, то есть количества детей и сроков их рождения. А бездетность или же минимум детей в семье еще более уменьшает ответственность за сохранение брака. Несомненно и то, что неустойчивость брака увеличивает количество людей, видящих в одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.

В свою очередь, одиночество стимулирует внебрачные связи, отсюда - одинокое материнство.

Самое же главное - каждая из этих тенденций в отдельности и все они вместе ослабляют социальный потенциал семьи, ее позитивную общественную активность. А вот активность негативная растет, и диапазон тут может быть очень широким: от антисоциальной направленности семейного воспитания до попыток подчинения семейно-родственному принципу тех возможностей, которые открывает перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности и т. д.

В то же время хорошо известно, что нередко люди стремятся сохранить семью даже тогда, когда шансы на это минимальны. И наоборот, многие легко, бездумно, в запале расправляются со своим браком, с судьбами детей, даже не вспомнив, что сыр-бор загорелся совсем из-за пустячного повода. Здесь сказывается отсутствие своевременной квалифицированной психологической помощи семье в решающий момент, когда совершается непоправимое - разрыв между такими супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы друг для друга.

Это означает, что внимание к организации службы семьи, обеспечению ее квалифицированными кадрами - дело большой государственной важности. Решать этот вопрос надо повсеместно еще и потому, что служба семьи там, где она создана и успешно функционирует, обычно распространяет свое влияние не только на конфликтные семьи, но и на лиц, которым нужна помощь при вступлении в брак и в начальный период супружества.

Нормальный брак (особенно для женщин) - одно из обязательных условий удовлетворенности жизнью, сохранения и поддержания личного достоинства. И наоборот, нелады в браке, неудачные попытки построить семью ведут к ощущению неустроенности в жизни, неполноценности. Здесь действуют самые разные причины, но одна из них заслуживает особенного внимания общественного мнения.

Послевоенная демографическая ситуация, наряду с тяжелыми просчетами в воспитании молодежи, способствовала тому, что у части молодых людей потребность в любви, в семье оказалась низведенной до удовлетворения чисто природн6й надобности. Давно известно, что поведение, диктуемое лишь одним сексуальным импульсом, ведет к духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени - своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что человеческое счастье лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. В результате не состоялись многие супружеские пары, от которых, в общем, ничего больше не требовалось, как только не бросаться в омут сомнительных удовольствий, сохранить себя друг для друга, вспомнить о том, что всякое будущее начинается сегодня.

О масштабе этой проблемы говорит такая, например, выборочная статистика. Большинство беременностей у нерожавших женщин во всех возрастах оказались внебрачными (61,7 процента всех учтенных при обследовании зачатий). Причем у женщин в возрасте 16 - 17 лет они составляют 95,6 процента, в возрасте 25 - 29 лет - 54,9 процента. Соответственно возрастает доля браков, заключенных в целях правовой легализации внебрачного ребенка, а с другой стороны - количество абортов и (как следствие их) случаев потери женщиной способности иметь детей.

Несомненно существует и прямая связь между добрачной сексуальной активностью и весьма высокой, примерно в два раза превышающей средний показатель, степенью нестабильности молодых семей.

Эти наблюдения отнюдь не следует понимать как попытку обвинить всех, чья интимная жизнь юридически не оформлена, в аморализме. Существуют самые различные причины, заставляющие людей отступать от принятых в обществе норм и установлений. Однако вряд ли кто будет возражать против того, что среди указанных причин не должно быть ни пошлости, ни подлости, ни легкомыслия. Эмоциональная расхлябанность не имеет ничего общего ни с личной свободой, ни с богатством эмоциональной жизни.

К сожалению, до сих пор эти простые истины постигаются молодежью чаще всего методом проб и ошибок. По данным социологических опросов, только около 10 процентов городских старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях полов от учителей, примерно столько же - от родителей, но зато более одной трети (а среди учащихся ПТУ - более половины) - от старших товарищей. Другое исследование (затем неоднократно повторенное) установил прямую зависимость между стабильностью брака и продолжительностью предбрачного знакомства.

Статистика выявляет также, что в настоящее время больше всего (в расчете на 1000 женщин в возрасте 15 лет и старше) рожают женщины, не имеющие даже начального образования (3433 ребенка), а также лишь с начальным образованием (2718). Матери же со средним и высшим образованием дают стране соответственно 1167 и 1279 детей. Эта тенденция в условиях, когда действует закон о всеобщем обязательном среднем образовании, вызывает большую тревогу. Она чревата опасностью снижения качественных показателей самого семейного воспитания.

Все это означает, что регулирование рождаемости - дело в высшей степени сложное и чисто количественный подход здесь, по-видимому, себя изжил. Наряду с гражданской и моральной ответственностью будущих отцов и матерей, нужно думать также и о генетической их грамотности. К сожалению, немало есть еще молодых (и не только молодых) людей, которые не знают о том, что поражающая детей еще во чреве матери и пока неизлечимая болезнь - умственная отсталость (олигофрения) может явиться результатом не только наследственности, но и пьянства или наркотических увлечений родителей.

В старших классах школ и в ПТУ введен курс этики и психологии семейной жизни. И вот сразу возникает вопрос: почему только в старших. Ведь, как было показано, подготовка к браку должна начинаться с создания нравственных и эстетических основ межличностных отношений, включая отношения между юношами и девушками. А такие основы лучше закладывать уже в начальной школе. Только тогда можно рассчитывать на формирование в дальнейшем у человека чувства мужского или женского достоинства, гражданского долга и социальной ответственности за создаваемую семью. Далее, нельзя делать курс практически беспроблемным, в то время как жизнь и современной молодежи, и современной семьи полна самых разных и подчас весьма острых проблем. В подготовленных и изданных пособиях немало разного рода полезных сведений, но почти ничего нет о том, как юному, только что соприкоснувшемуся с жизнью существу пройти через сложные житейские лабиринты, в них не заблудившись. Наконец, семья это не только муж, жена, дети, но и социальное окружение: родственные связи, отношения со старшим поколением. Эти мотивы в курсе также, мягко выражаясь, приглушены, хотя здесь трудностей начинающим супругам также, как известно, не занимать.

Семью создают двое. Создают для собственного, личного счастья. Но при этом семья никогда не была и не будет частным делом, а личное счастье окажется химерой, если сами люди, к нему стремящиеся, не станут личностями, если у них не будет воспитана потребность сверять каждый свой шаг, каждое свое решение с общественным благом. Только эта потребность, называемая духовностью, совестью человека, может зажечь в семейном очаге огонь сопричастности к судьбам народа, страны, человечества.

Семейные трудности

Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо известна такая закономерность: предметы, расположенные слишком близко от глаз, мы видим не так отчетливо, как отдаленные. Так и с семьей: мы здесь в большинстве случаев находимся не просто «вблизи» ситуации, но и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений, особенно изменений чисто психологических. А если мы их не учитываем, то н наши ответные поступки невольно порождают новые трудности...-И так мало-помалу отношения в семье начинают необъяснимо> ухудшаться.

Очень часто в оценках поступков ближних мы полагаемся на эмоции. Нам кажется, что между накалом чувств и значимостью поступков есть однозначная связь. Увы, она именно однозначна; оказываясь при таком способе восприятия во власти эмоций, мы невольно сосредоточиваемся только на каком-то одном аспекте взаимоотношений с близкими, именно том, который нас сейчас волнует, и забываем о множестве других сторон.

А между тем отношения в семье - и между взрослыми и детьми, и между самими взрослыми - всегда многосторонни. Для мужа и жены это и сотрудничество в воспитании детей, и практическая взаимопомощь в организации быта, и отношения с родственниками и друзьями, совместные развлечения, профессиональная взаимопомощь, сексуальные отношения и т. д. Отдаваясь чувству недовольства какой-то одной проблемой, мы теряем способность реально оценить ее весомость для всей системы отношений.