Смекни!
smekni.com

Семья как социальный институт (стр. 2 из 2)

Являясь ячейкой общества, семья реагирует на все соци­альные изменения, происходящие в нем. Поэтому дезоргани­зация в обществе приводит к аналогичным процессам в струк­турно-функциональной деятельности семьи, что выражается в росте разводов, конфликтов, снижении воспитательной дееспо­собности, а также качества выполнения социальных ролей.

Семья в процессе социализации готовит детей к выполне­нию семейных ролей. И. С. Кон пишет, что понятие социаль­ной роли является центральным при анализе социальных взаи­модействий. Изучение социальных ролей в семье позволяет вы­явить происходящие в ней социальные изменения, конкрети­зировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними соци­альных конфликтах.

В социальной психологии понятие социальной роли интер­претируется как "позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной системе". В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети, бабушка, дедуш­ка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, вы­полняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько "ролевое поведение" соответствует "ролевым ожиданиям" чле­нов семьи по отношению друг к другу.

Социологию семьи интересуют вопросы: кому принадле­жит верховная власть в семье? кто обеспечивает материальное положение семьи? кто готовит? кто воспитывает детей? и т.д. Ответы на эти вопросы помогают получить представление о диф­ференциации ролей членов семейной группы.

Если мы попытаемся проанализировать содержательную сторону ролевых позиций, то из-за их многообразия сделать это в рамках учебника не удастся. Поэтому рассмотрим толь­ко методологические проблемы. Когда мы представляем се­мью, то, как правило, имеем в виду лишь "семейное ядро":

мужа и жену, которые должны иметь разные, частично со­вместимые и частично дополняющие, но справедливо разде­ляемые обязанности и права супругов. Однако в реальности дело обстоит сложнее. В частности, в работах российских уче­ных А.Г. Харчева (1921-1987) и М.С. Мацковского (р. 1946) показан противоречивый характер выполнения профессиональ­ных и семейных ролей женщинами, несущими двойную на­грузку — дома и на работе.

Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор подвергается дискриминации. Часто этому способ­ствуют и сами женщины, предъявляющие требования к доче­рям, чтобы они помогали по дому, тогда как сыновья ведут праздный образ жизни. Такими установками общество (в лице мужчин и самих женщин) как бы закрепляет дальнейшую дис­криминацию в отношении женского пола. Если проанализиро­вать социологические данные, то наиболее наглядной формой дискриминации является характер распределения домашней работы в семье. Хотя в исследованиях последних трех лет фик­сируется более равномерное распределение домашних обязан­ностей, проблема до сих пор остается открытой.

Другой важный аспект ролевой дифференциации — приня­тие решений в семье и тесно связанная с ним проблема распре­деления власти между членами семейной группы, в том числе координация ролей. Под последней мы понимаем распределе­ние обязанностей по обслуживанию семьи (например, в совре­менной вьетнамской семье муж до сих пор является единствен­ным хозяином и распределяет все работы по дому).

Итоги наших рассуждений можно представить в виде сле­дующей шкалы:

1. Распределение работ по дому: а) по принципу пола, б) нейтральное.

2. Принятие решений по семейным вопросам: а) автократическое, б) демократическое.

3. Распределение власти: а) иерархическое, б) сбалансированное ролевое.

4. Координация ролей: а) специализированная (одно­значно выполняемые роли), б) совместное (кооперативное) выполнение хозяйственно-быто­вой роли.

В этой шкале крайний "идеальный тип" традиционной семьи можно характеризовать следующим образом: 1а-2а-За-4а, т.е. сильная связь по признаку пола в домашней ра­боте, строгое, авторитарное принятие решений, строгое ие­рархическое распределение власти, специализированное выполнение ролей. Крайний "идеальный тип" современной демократической семьи выглядит следующим образом: 1б-2б-3б-4б, т.е. весьма нейтральное распределение работ по дому, совместное принятие решений, сбалансированное распределение власти, кооперативное взаимодействие меж­ду членами семьи.

Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенно­го удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех обществен­ных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать про­грессом в семейных отношениях.

Известный американский социолог У. Гуд определяет се­мейную дезорганизацию как "разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности".

В качестве главных форм семейной дезорганизации вы­ступают:

1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, - незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отно­шению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному кон­тролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.

2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супру­га; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.

3. Семья "как пустая оболочка", когда супруги живут вме­сте, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.

4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями:

смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.

5. Внутренние катастрофы, связанные с физической пато­логией одного из супругов или детей; неизлечимые психиче­ские болезни супругов, умственная отсталость детей.

Данная классификация позволяет утверждать, что се­мья, как и другие социальные институты, является создате­лем ролей, а их выполнение — обязательным атрибутом ее существования.

Сравнительные данные статистики за 10 лет показыва­ют, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40 % мужчин и 30 % женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими. Среди мотивов разводов, проанализированных в рабо­тах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственни­ками мужа или жены и их вмешательство в отношения мо­лодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несо­вместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у супругов должной соци­ально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.

Предпосылками удачного брака являются позитивные со­циально-психологические свойства личности, устойчивое со­циальное и материальное положение супругов, высокий уро­вень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отноше­ние к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.