Смекни!
smekni.com

Современный расизм как глобальная проблема (стр. 5 из 7)

Власти говорят, что полиция необходима здесь для защиты, но кого она защищает? Правильный ответ гласит, что репрессивные органы защищают лишь капиталистическую систему с ее несправедливым распределением. То, что в городе был объявлен комендантский час, а сотни людей были арестованы, наглядно показывает суть американской демократии. Это демонстрирует, что правящий класс готов использовать здесь, ту же самую репрессивную политику, что и в остальной части мира, но уже против собственного народа. Буржуа вздымает свои руки в ужасе при насилии со стороны угнетенного – и, в особенности, если насилие направлено против их священной частной собственности, но при этом каждый день они чинят еще большее насилие над рабочими, безработными, меньшинствами, женщинами, и молодежью в собственной стране.

Расовая проблема – прямое следствие капиталистических противоречий. Как говорил Мальком Икс, рассматривая американское общество: "расизм внедрен в капитализм". Везде где есть неравенство, люди будут делиться по поверхностным признакам: расы, религии, рода и т.д.

Ясно, что капитализм никогда не решит стоящие перед ним проблемы. Единственный способ изменить ситуацию – обеспечить приличное жилье, образование, работу и т. д. для всех. Но это в принципе невозможно пока существуют рыночные отношения, при которых важна только прибыль.

В многонациональной России сегодня сложились иные, "бытовые" формы дискриминации по национальному признаку, связанные с устойчивой ксенофобией, неприязнью и нетерпимостью к другой культуре, языку, верованиям, традициям. Эти формы составляют причудливую смесь: отчасти они достались нашему обществу в наследство от обширной Российской империи с ее специфическими методами колонизации собственных окраин, отчасти были обусловлены национальной дискриминацией, скрыто существовавшей внутри единой общности "советский народ", отчасти отражают мировые тенденции сегодняшнего дня: многие страны сейчас "заражаются" вирусом национализма из-за притока рабочих-мигрантов и иммиграции в целом.

Эксперты сходятся на том, что эти "латентные" формы ксенофобии, прорывающиеся наружу отдельными уродливыми вспышками (вроде недавнего погрома еврейской школы в Рязани, драк "бритоголовых" с иностранцами или убийства в Боровичах еврейской девочки 14-летним скинхедом), являются самыми опасными: они "пропитывают" сознание людей, начинают восприниматься как норма взаимоотношений с представителями других национальностей. Для человека, находящегося вне ситуации, результаты бывают шокирующими. Как, например, можно оценить действия краснодарских властей, "выдавливающих" с территории края турок-месхетинцев путем систематического лишения их элементарных гражданских и человеческих прав, даже права регистрировать браки и давать свою фамилию детям? Как понять политику многих местных властей, проводимую по отношению к беженцам из Чечни, когда им зачастую отказывают в самом элементарном - регистрации самого факта их пребывания на данной территории? "Это самый настоящий апартеид, - считает директор старейшей в мире правозащитной организации "Международная лига прав человека", консультант ООН Кэтрин Фицпатрик, занимающаяся проблемами России уже 20 лет. - Больше всего в вашей ситуации меня поражает абсолютная невозможность для большинства пострадавших защитить себя юридическим путем. Ведь по статьям, карающим за возбуждение национальной розни, в вашем суде дело не может быть возбуждено на основании заявления частного лица".

Опасность состоит и в другом: государство, которое никогда бы не "подняло на флаг" классический "черно-белый" расизм, легко может соблазниться возможностью использовать "латентную" ксенофобию в качестве одной из форм национальной идеи.

В течение двух лет на северо-западе России регулярно проводились российско-американские семинары для госслужащих по методам противодействия национал-экстремизму и расизму. После убийства еврейской девочки в Боровичах в этом городе по просьбе местной администрации впервые провели специальный семинар для сотрудников правоохранительных органов - впоследствии такие семинары проводились неоднократно. Однако недавно, когда группа американских полицейских посетила МИД чтобы договориться о дальнейшем сотрудничестве, им "дали от ворот поворот", объяснив, что "расизм - это проблема Запада, а не России".

Далее мы приведем отрывок статьи, своего рода справки проявления расизма в Эстонии.

«…У нас в Эстонии принято считать, что наше общество достаточно толерантно, и проблемам дискриминации, как правило, очень мало отводится места на страницах газет и в других средствах массовой информации. И это несмотря на то, что «странички» Интернета пестрят не только расистскими, но фашистскими высказываниями не только отдельных лиц, но и целых организаций! Стоит лишь обратиться к порталу Delfi, где каждому, кому не лень, дается право на выражение собственного, подчас не только некорректного, но и чрезмерно агрессивного мнения! При этом отсутствуют какие-либо мало-мальски профессиональные комментарии специалистов, не говоря уже о представителях властей, призванных уже в силу своей принадлежности к продекларированным демократическим ориентирам отстаивать и защищать общечеловеческие принципы и нравственные нормы.

Я не буду повторять всю эту «ересь» и приводить многочисленные оскорбительные прозвища, которыми награждают посетители эстоноязычных «виртуальных гостиниц» «инородцев» («muulased» <…>), под которыми в первую очередь подразумеваются русские. Достаточно привести лишь одно наиболее распространенное – «tiblad», которое не имеет аналога в русском языке, но выражает крайне негативное и в высшей степени пренебрежительное отношение именно к русским, как представителям «низшей» расы или нации. Столь популярные и ставшие почти «литературными» в силу широкого распространения в СМИ определения проживающих по соседству представителей русского национального меньшинства свидетельствуют о проявлении ничего иного, как самой типичной формы ксенофобии, или точнее русофобии, в эстонском обществе. Так как весьма удобный способ узнать настроения масс – это предоставить этим массам возможность высказать самим свое мнение, это порою бывает даже более показательно, чем результаты многих социологических исследований. К сожалению, уровень культуры нашего эстонского общества, в том числе и правовой, настолько низок, что пока отсутствует почва для установления прочных демократических традиций. Вследствие всеобщего невежества, при недостатке терпимости (или толерантности – кому как больше нравится) и при наличии озлобленности, мстительности и агрессивности, в общественном сознании и сознании эстонского обывателя господствуют искаженные понятия, субъективные оценки исторических событий, невежественный апломб и произвольное толкование общепринятых норм международного права и стандартов в области прав человека. На этом основании у большинства эстонцев сложилось слишком хорошее мнение о себе и об обществе, в котором они живут. На самом деле, подобные самооценки весьма далеки от истины, которая, как известно, познается в сравнении. А для сравнения и информации к размышлению я хочу привести лишь один пример, взятый из западных СМИ (Reuter): в Ирландии водитель автобуса был наказан штрафом более чем на 900 фунтов лишь за то, что сказал пассажиру неирландского происхождения, чтобы он «убирался к себе домой».

Меня могут обвинить в том, что я слишком предвзято сужу об эстонцах и эстонском обществе по отдельным высказываниям. В качестве аргументов, как правило, говорится, что «большинство» так не думает. Позвольте спросить это молчаливое здравое большинство – а как вы думаете? Может быть, более здраво и разумно мыслящие члены общества наконец-то «нарушат обет молчания», найдут время (или смелость!) поделиться своими мнением и знаниями по вопросу о правах человека, общепринятых нормах морали, поведения и об общечеловеческих ценностях. Именно так это происходило и происходит в обществах, где сложились более-менее цивилизованные или «так называемые демократические», а проще сказать - нормальные человеческие отношения, и где восстановление справедливости не вызвано жаждой мести и ей не сопутствует новая несправедливость. Ведь история человечества в сравнении с историей эстонского государства соразмерна с вечностью и богата более яркими примерами, которые повторяются снова и снова, и вследствие этого все, что происходит сейчас в Эстонии, - не уникально: все давным-давно и неоднократно уже испытано кем-то другим. Вот только на уроках истории, как правило, никто не учится, особенно те, кто с такой беспечностью, безответственностью и верой в безнаказанность берется за ее переписывание, не обременяя себя ее предварительным, тщательным изучением».

На наш взгляд, проблема нетерпимости – это проблема не только эстонцев по отношению к русским. Интолерантность встречается повсеместно во многих странах. Именно в то время когда «здравое большинство» молчит, агрессивно настроенное «меньшинство» действует.

Выводы

Причина расизма — не цвет кожи, а человеческое мышление. Поэтому и исцеление от расовых предрассудков, ксенофобии и нетерпимости следует искать прежде всего в избавлении от ложных представлений, которые на протяжении столь многих тысячелетий были источником неверных концепций о превосходстве или, наоборот, более низком положении различных групп среди человечества.