Смекни!
smekni.com

Страта (стр. 2 из 2)

- культурно-мировоззренческие позиции преобретают стратификационную значимость в тех случаях, когда, разделяя людей на разные группы, они стимулируют неодинаковые соц-ые действия представителей этих групп, которые приобретают в обществе разный статусно-ранговый характер

- религиозная надежность также срабатывает в современных условиях в той степени, в какой религиозные воззрения связаны в конкретном обществе с ролевыми и статусными позициями людей

- признаки определяемые характером семейных отношений, родственными связями. В процесс исторического развития вожность воздействия этих признаков на положение человека снижался, но и сегодня они продолжают выступать достаточно важной характеристикой

- признаки связанные с местом проживания. Во многих странах наиболее значимым является деление на жителей города и деревни.

Наряду с перечисленными признаками существует ряд особых качеств, которые позволяют формировать группы со спецефическим статусным значением :

- маргинальное положение в обществе. Соответственно выделяются группы : безработные, инвалиды, пенсионеры, лица без места жительства и определенного рода занятий др.

- противоправное поведение. Оно дает основание выделить следущие группы : контингент исправительно-трудовых учереждений, представители уголовного мира, лица, для которых характерно противоправное поведение в рамкахдолжносных обязанностей и др

Специфика статусного положения этих слоев связана с тем, что их придставители либо не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество частично компенсирует их бессилие, либо в своем поведении игнорируют общепонятные нормы взаимодействия, что способно порождать социокультурную аномию. На этот случай общество вырабатывает систему ограничений и наказаний, позволяющюю сохранять нормальное функционирование стратификационных механизмов.

Для всех перечисленных слоев характерны определенные формы потребления материальных и культурных благ, определенный образ жизни.Укажем те признаки, которые позволяют судить об этоу стороне стратификации :

- признаки свидетельствующие о потреблении жизненых благ. Их показателями могут выступать : район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха, качество мед.обслуживания и т.д.

- признаки свидетельствующие о потреблении культурных благ. Их показатели : объем и характер полученного образования, объем и характер разных видов получаемой социальной информации и потребляемой культурной продукции и др.

- признаки характеризующие воспроизводство семейных отношений. Их показатели : тип домашнего хозяйства, формы домашнего воспитания детей, их школьное и вузовское образование, мужские и женские семейные роли и др.

- признаки характеризующие неформальные связи. Их показатели : круг общения, характер дружеских связей, нормы неформального общения и др.

Раньше мы говорили о стратах, которые выстраивались по какому-то одному признаку. Однако в действительности положение каждого человека определяется множеством признаков и является результатом целого ряда факторов и условий жизни. По мере углубления исследований стратификации стало очевидно, что страта, выделенная по одному критерию, одновременно характеризуется целым набором показателей. Поэтому давно нризнано, что характеризовать слой одним или двума признаками – значит сильно упрощать стратификационную картину. Особенно это некорректно по отношению к современному обществу, в котором процессы социальной стратификации выступают как исключительно многомерное явление, обладающее огромным регистром социального оценивания и размещения индивидов и групп в широком диапазоне своеобразной нормативной шкалы (или целого ряда шкал), социальных статусов, ролей, оценочных позиций. Люди, в зависимости от своих возможностей, способностей, с одной стороны, и от социальной значимости, которую приобретают социальные роли, разные виды деятельности – с другой, ранжируются на этих шкалах “выше” и “ниже”, а награды, права, привилегии, как и обязанности и предписания “встроены” в тот или иной статус. Таким образом статусное положение индивида или группы нельзя определить как нечто однозначное.

. Обобщая различные характеристики, преобретающие важное стратифицирующее значение, можно выделить ведущие признаки, свидетельствующие о профессионально-трудовых навыках, о качестве и объеме освоенных знаний, а также экономические признаки. Для того или иного общества это сочетание еще более конкретизируется. Например, известно, что о соц-ом статусе гражданина американского общества свидетельствуют три характеристики – профессия, доход, уровень образования.

Подобная комбинация взаимозависимых признаков, определяющих соц-ый статус группы или человека в соц-ой стратификации, все же свидетельствует о достаточно обобщенных тенденциях, присущих обществу в целом, в то время как общество состоит из разнородных систем иэлементов. Поэтому данное сочетание неодинаково характерно для разных профессиональных сфер, разных типов поселений, национально этнических групп и т.п. Например, в сфере политической жизни к этим трем признакам могут быть добавлены показатели свидетельствующие об общественном пристиже, а также об уровне властных полномочий. В сфере профессионального искусства на первый план выходит значимость таких признаков как художественно-творческая одаренность, авторитет среди знатоков или широкой публики, в то время как образование может не приобрести решающего значения. При целостном анализе стратификации с учетом образа жизни на первый план выходят такие компоненты, как профессия, объем доходов, район жительства и тип жилья, места отдыха.

Таким образом признаки определяющие социальный статус в социальной стратификации вариативны. Они неодинаковы в разных областях деятельности, в пределах разных сфер взаимодействия, в разных социальных и культурных группах. То, что выступает в качестве высокого социального статуса в большом городе, в среднем может иметь более низкий статус, а в малом городе приобретать самый низкий ранг.

Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами соц-ой деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же – менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привелегированногоположения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу соц-ого положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях соц-ой структуры.

Таким образом, понятия соц-го слоя, стратификации и соц-ий мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре ощества и помогают детализировать анализ соц-ых процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.