Смекни!
smekni.com

Питирим Сорокин (1889-1968): жизнь и творчество. (стр. 2 из 2)

Аналогичная ситуация ярко проявляется и в сфере науки. Подробный, скрупулёзный анализ, проведённый Соро­киным в этой области, позволяет сделать вывод, что кульминация чувственной культуры приходится на XIX век.

Динамика открытий и изобретений.[3] Периоды: Общее число Общее число Общее Итоговая науч.откр. техн. изобр. число сумма геогр. откр. 1791-1800 149 113 7 269 1801-1810 228 128 6 362 1811-1820 286 157 13 456 1821-1830 388 227 16 631 1831-1840 441 313 9 763 1841-1850 534 356 9 899 1851-1860 584 423 13 1020 1861-1870 553 424 15 992 1871-1880 635 490 17 1142 1881-1890 663 477 13 1153 1891-1900 625 482 2 1109 1901-1910 552 309 1 862

Этические идеалы и юридические нормы также в обобщенном виде создают идеациональную, идеалис­ти­ческую и чувственную систему этики и права. В идеациональном умонастроении (иудаизм, христианство, индуизм, буддизм, зороастризм, ислам и др.) высшей этической ценностью признаётся сверхчувственный мир Бога или Абсолюта. Чувственный мир малозначен и второстепенен. В буддизме, например, все чувственные ценности (богатство, золото, удовольствие, власть) не признаются на уровне заповедей. Нормы этики и права исходят от Абсолюта и закрепляются в священных текстах. К чувственным удовольствиям все идеациональные системы относятся негативно, так как главной целью становится путь достижения потустороннего.

Чувственные же этические нормы (высшая цель — наслаждение, делай всё, что пожелаешь, человек человеку волк) приближены к земным удо­вольствиям, так как ориентированы на получение наслаж­дения от жизни. Само понятие счастья здесь другое. Если в идеациональных культурах счастье — в приближении и слиянии с Абсолютом, то чувственная этика подразумевает комфорт и максимальное удобство.

Идеалистические этические нормы есть синтез идеациональных и чувственных. Они включают в себя и признание Абсолюта как высшей ценности, и поло­жительную оценку чувственных ценностей.

В средние века в европейской культуре чувственная этика практически отсутствует, но с XV века она постепенно вытесняет идеациональную, достигая своего пика в эпоху Ренессанса и Реформации.

Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системе дается Абсолютом (Яхве, Буддой, Аллахом), их мудрость не оспорима. “Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридические дела. Почти каждое юридическое действие будь то обмен или покупка собственности, заключение контракта или выплата долга, расписываются до мельчайших деталей через декларирование определенных священных формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо, пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре. Точно также, как не допускается никакое изменение в каком-либо важном религиозном ритуале, никакое изменение не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеченных в нее сторон или кого-либо еще.”[4]

В чувственной культуре правовая система создаётся человеком и направлена большей частью на подчинение одной группы людей другой. В законы постоянно могут вносится некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становится перевоспитание преступника, безопасность общества или возмездие. Все отношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон, либо являются общеобязательными, так как навязываются властными структурами. Правительство, которое проводит подобный кодекс, — “не теократическое, а светское, осно­ванное либо на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей. Так как для легальности авторитета права не требуется никакой божественной или сверхчувственной санкции, то нет и возможности для возвышения влиятельной теократической власти.”[5]

Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр, искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изо­бретения; мораль и право; политика; экономика; поли­тические конфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; миро­воззрение; формы свободы; государственное управ­ление). Причём, в динамике каждой из этих сфер про­слеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания.

На первой стадии происходит освоение мира, создаются разнообразные (предметные, лингвистические, познавательные, технологические, нормативные) формы, позволяющие создавать организационные структуры. На второй стадии эти формы фиксируются в качестве культурных норм, накладывающих определенные огра­ничения на человеческую деятельность. Таким путем складывается, например, стиль в искусстве, формируется свод законов, появляется религиозная доктрина и научная парадигма. На третьей стадии сложившиеся и устоявшиеся рамки социокультурных норм становятся слишком узкими для приобретенного инновационного опыта, что и побуждает людей вновь обратиться к чувственному переживанию для обоснования своих действий.

Характерно, что каждой из вышеохарактеризованных стадий соответствует свой тип личности. Особо следует отметить, что концепция П.Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессов культуры. Эта модель, несмотря на огромный эмпирический материал, приведенный для ее подтверждения, тем не менее выступает некоей идеализацией, идеальной моделью, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П.Сорокин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, П.Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления и функционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П.Сорокин вносит огромный вклад в развитие мировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”, Россия может по праву гордится им.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Сорокин П. Кризис нашего времени. /Сорокин П. Человек. Циви­лизация. Общество. М.,1992.

История буржуазной социологии первой половины 20 в. М., 1979.

Социологическая мысль в Росии. Л., 1978.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.


[1]Сорокин П. Кризис нашего времени. /Сорокин П. Человек. Циви­лизация. Общество. М.,1992. с.430

[2] Сорокин П. Кризис нашего времени. /Сорокин П. Человек. Циви­лизация. Общество. - с.431.

[3]Сорокин П. Кризис нашего времени. - с. 486.

[4]Сорокин П. Кризис нашего времени. - с.495 - 496

[5] Сорокин П. Кризис нашего времени. /Сорокин П. Человек. Циви­лизация. Общество. - с.498.