Смекни!
smekni.com

Социология (стр. 3 из 6)

2. Общество с позиции социального детерминизма и функциализма.

3. Концепция общества в индивидуализме. Индивидуализационная теория социального взаимодействия.

4. По Дюркгейму: общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. По Веберу. Общество – это взаимодействие людей являющееся продуктом социальных действий. По Пирсону: определение общество - как система отношений между людьми, связующим началом которых является нормы и ценности. По Марксу: общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывается в процессе их совместной деятельности. Подход к обществу как к целостной системе элементов находящихся в тесной взаимосвязи называют системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу содержательной стороны всякой системы определяет состав или набор элементов. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальная связь – это набор фактов, определяющий совместную деятельность в конкретных общностях, в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются объективно, диктуются социальными условиями, в которых проживают люди. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действия людей, составляющие данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля становления. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором действуют люди и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает людей, совершающий те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, влияние этих действий на других людей и обратную реакцию. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между людьми и социальными группами. Сторонники системного подхода к обществу рассматривают общество, как целостное образование с определенными качествами. Системное качество – это качественное состояние общества, а не просто сумма элементов. Общественные отношения носят надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к человеку первична. Наиболее характерными связями в обществе являются коррелятивные связи или устойчивые, повторяющиеся, включающие в себя координацию и субординацию. Координация – это согласованность действий элементов, что обеспечивает сохранение целостности системы. Субординация – это подчиненность и соподчиненность элементов, указывающая на специфическое место, не одинаковое значение элементов в системе - общество – целостная система с качествами, которых нет ни у одного элемента из включенных в нее в отдельности. В следствии своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющих ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

5. Марксисты стоят на позициях детерминизма, рассматривают общество, как целостную систему, состоящую из подсистем: экономическая, социальная, политическая, идеологическая и т.д. Эти подсистемы называются социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главную роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая подсистема существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других подсистем. Все эти подсистемы представляют собой иерархию, т.е. находится в соотношении субординации, в перечисленном порядке. В марксизме четко указывается на зависимость всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. Марксисты не были сторонниками упрощающего подхода к социальному детерминизму, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь, в конечном счете, определяет развитие других подсистем. В марксизме подчеркивают обратную связь всех социентальных систем. Каждая последовательная система показывает обратное воздействие на предыдущее, взаимное воздействие социентальных систем носит диалектический характер. В результате такого подхода общество в марксизме рассматривается как живой, находящийся в постоянном движении организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений. Марксисты тоже являются сторонниками функционального подхода. Они различают сулинативные, органические и целостные системы. Развитие органических систем состоит в дифференциации, т.е. в процессе формирования новых функций или соотносительных элементов системы. В общественной системе формирования новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство – это средство, необходимое для удовлетворения потребностей и непрерывное порождение новых потребностей. Маркс и Энгельс назвали это первой предпосылкой человеческого существования. На основе развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает новые функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто их уполномочил на этот вид деятельности, т.е. становятся самостоятельными по отношению к ним. Таким образом по мнению марксистов над сферой материального производства надстраивается социальная, политическая, духовная и другие сферы, выполняющие свои специфические функции. Принципы функционализма сформулированные Спенсером:

1. Также как и сторонники систематического подхода фундаменты рассматривающие общество как целостный организм, состоящий из множества частей.

2. Они подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества.

4. Т.к. каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функций отличаются друг от друга, тем труднее другим частям воспроизводить нарушенную функцию.

5. Социальную систему сохраняет стабильность потому, что содержит в себе элементы контроля; сюда входят политическое управление, религиозные институты, моральные и правовые нормы.

Мертон внес в принципы Спенсера некоторые уточнения:

6. Как одно явление может выполнят различные функции, также и одна функция может выполняться различными явлениями.

7. Ввел понятие дисфункции и утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к другим.

8. Ввел различия между явными и скрытыми функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Скрытая функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение данного лица.

Парсонс определил структурный функционализм. Любая общая система имеет две основных ориентации, которые он называл осями ориентации. Первая ось – «внутренне внешняя» - это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось – «инструментальное консуматорное» - ориентируемая система связана либо с сию минутными, либо с долго временными потребностями и целями. В зависимости от положения этих осей возникает набор из четырех функциональных категорий: адаптации, цели достижения, интеграции, воспроизводства структуры. Эти функции выполняются подсистемами.

Основные недостатки функционализма:

1.Вне исторический подход к изучению общества. Общество рассматривается вне динамики развития.

2.Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую направленность на стабильность, в то время как в современном обществе масса конфликтов.

3.Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

3. Главное в методике индивидуализма сводится к следующему: любое соц. явление, в том числе и общественная жизнь может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий, потому основными в методике является объяснение что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий. С точки зрения представителей индивидуализма схема индивидуального действия заключает в себя следующее:

- действующее лицо

- преследование какой-либо цели

- вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения.

- манипулирование ресурсами для достижения цели

- более или менее четко обозначенное поведение

Совокупность действий объясняется при помощи теории соц. взаимодействия. Этих теорий несколько. Одной из таких теорий является теория соц. обмена. Хоманс – автор этой теории. Упор в этой теории делается на влиянии на поведение людей вознаграждений и затрат.

Основные положения в этой теории:

  1. Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется
  2. Если в прошлом вознаграждение происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.
  3. Если вознаграждение велико, то люди чтобы его получить будут платить больше, чем при малом вознаграждении.
  4. Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, то он в меньшей степени будет стремиться прикладывать усилия для их удовлетворения.

Теория справедливого обмена; разрабатывали ее Адамс и Уолстер.