Смекни!
smekni.com

Связь музыки и социологии (стр. 3 из 4)

высотных и временных отношений музыкальных звуков на основе лада и метра

образует мелодию, которая является важнейшим из выразительных средств музыки,

её душой. Объединяя в себе основные предпосылки музыкальной выразительности

(интонационность, высотная, ритмическая синтаксическая

организованность), мелодия реализует в концентрированном и

индивидуализированном виде .Рельефность и оригинальность мелодического

материала служат существенными критериями ценности музыкального

произведения, значительно способствуют его восприятию и запоминанию,

В каждом данном музыкальном произведении складывается в процессе их

объединения и соподчинения общая структура, состоящая

из совокупности частных структур. К последним относятся структуры мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая

темповая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами

которой служат музыкальные темы вместе с различными видами и стадиями

их изменения и развития. В большинстве музыкалльных стилей именно темы являются

главным материальными носителями музыкальных образов, и, следовательно,

тематическая структура музыкальной формы в значительной степени служит

внешним выявлением образной структуры содержания. Та и другая, сливаясь,

составляют образно-тематическую структуру произведения.

Все частные структуры музыкальной формы связываются воедино и координируются

Синтаксической структурой (объединяющей мотивы, фразы, предложения, периоды)

и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и т. д.).

Последние две структуры образуют музыкальную форму

в узком смысле слова (иначе — композицию музыкального произведения).

Как и содержание, музыкальная форма развёртывается во

времени, являясь процессом. Каждый элемент каждой

структуры играет свою роль в этом процессе, выполня-

ет определ. функцию. Функции элемента в музыкальной форме

могут быть множественными.

Музыкальная деятельность человека подразделяется

на три основные разновидности: творчество,

исполнительство и восприятие. Им со-

ответствуют три этапа существования муз, произ-

ведения: создание, воспроизведение, слушание. На

каждом этапе содержание и форма произведения пред-

стают в особом виде.

Восприятие музыки — сложный многоуровневый процесс,

включающий физическое слышание музыки, её понимание, пере-

живание и оценку. Физическое слышание — это непосред-

ственно-чувственное восприятие внешней (звуковой)

стороны музыкальной формы, сопровождаемое физиологич.

Воздействием.

Способность слушателя осмысленно воспринять (по-

нять и пережить) то или иное муз. произведение, со-

держание его восприятия и оценка зависят как от

объекта (произведение), так и от субъекта (слуша-

тель), точнее, от соотношения между духовными по-

требностями и интересами, эстетическими идеалами, степенью

художественного, развития, музыкальным опытом слушателя и внутр.

качествами произведения. В свою очередь, потребно-

сти и др. параметры слушателя сформированы социаль-

ной средой, а его личный муз. опыт есть часть общест-

венного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено

социально, как и творчество или исполнительство

(что не исключает определённого значения врождён-

ных способностей и индивидуальных психологич.

свойств для всех видов муз. деятельности). В частно-

сти, социальные факторы играют ведущую роль в об-

разовании как индивидуальных, так и массовых истол-

кований (интерпретаций) и оценок муз. произведений.

Эти истолкования и оценки исторически изменчивы,

в них отражаются различия в объективном значении и

ценности одного и того же произведения для разных

эпох и социальных групп (в зависимости от его соот-

ветствия объективным требованиям времени и потреб-

ностям общества).

Три осн. вида муз. деятельности тесно связаны меж-

ду собой, образуя единую цепь. Каждое её последую-

щее звено получает материал от предыдущего и испы-

тывает его воздействие. Существует между ними и об-

ратная связь: исполнительство стимулирует (но, в из-

вестной мере, и ограничивает) творчество своими по-

требностями и возможностями; обществ, восприятие

прямо влияет на исполнительство (через реакции пуб-

лики при её непосредственном, живом контакте с ис-

полнителем и др. путями) и косвенно на творчество

(поскольку композитор вольно или невольно ориенти-

руется на тот или иной тип муз. восприятия и опирает-

ся на музыкальный язык, сложившийся в определён-

ном обществе).

Вместе с такими видами деятельности, как распро-

странение и пропаганда музыки с помощью разл. средств

информации, науч. исследование музыки,

критика (смузыка Критика музыкальная), подготовка кад-

ров, организационное руководство и т. д. и соответ-

ствующими им учреждениями, субъектами этой дея-

тельности и порожденными ею ценностями, творчество,

исполнительство и восприятие образуют систему — муз.

культуру общества. В развитой муз. культуре твор-

чество представлено многими пересекающимися разно-

видностями, которые могут быть дифференцированы по

разл. признакамузыка 1) По типу содержания: музыка лириче-

ская, эпическая, драматическая, а также героическая,

трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте —

серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполни-

тельскому назначению: вокальная музыка и инстру-

ментальная музыка; в ином аспекте — сольная, ан-

самблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с воз-

можным дальнейшим уточнением составов: напр., для

симф. оркестра, для камерного оркестра, для джаза

и т.д.). 3) По синтезу с др. видами искусства и со сло-

вом: музыка театральная (смузыка Театральная музыка), хорео-

графическая (смузыка Танцевальная музыка), программная

инструментальная, мелодрама (чтение под музыку),

вокальная со словами. музыка вне синтеза — вокализы

(пение без слов) и «чистая» инструментальная (без про-

граммы). 4) По жизненным функциям: прикладная музыка

(с последующей дифференциацией на производственную

музыку, военную музыку, сигнальную музыку, развле-

кательную музыку и т. д.) и неприкладная. 5) По ус-

ловиям звучания: музыка для слушания в спец. обстанов-

ке, где слушатели отделены от исполнителей .


Введение

Музыка - вид искусства, который отражает действитольность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов.

Музыка всегда выражает важнейшие, типичные черты идеологии той или иной социальной группы. Музыка

нередко передаёт эмоциональный колорит, темп, ритм

эпохи в целом, мысли и эмоции, близкие не одному, а

нескоторым классам (идеи демократического преобразования общества, национального освобождения и т. п.) или даже всем людям (настроения, пробуждаемые природой, любовь и др. лирические, переживания), воплощает высокие общечеловеческие идеалы.

Однако, поскольку всеобщее в идейно-эмоциональном мире человека не оторвано от его общественного бытия, то и общечеловеческое в музыке неизбежно получает социальную направленность.


2. Музыка–универсальный язык социальной коммуникации

Музыка аналогична речи, точнее —речевой интонации,

где внутреннее состояние человека и

его эмоциональное отношение к миру выражаются

с помощью изменений высоты и др. характеристик зву-

чания голоса при высказывании. Эта аналогичность

позволяет говорить об интонационной природе музыки.

Вместе с тем музыка существенно отличается от речи,

прежде всего качествами, присущими ей

как искусству. В их числе: опосредованность отражения

действительности, необязательность утилитарных функ-

ций, важнейшая роль эстетических функции, художественная ценность как содержания, так и формы, т.е. индивидуальный характер образов и их воплощения.

В сравнении с универсальным средством звукового

общения людей — речью, специфика музыка проявляется

также в невозможности однозначно выразить конкретные понятия, в строгой упорядоченности высотных и временных отношений звуков, благодаря фиксированности высоты и длительности каждого из них, что намного увеличивает её эмоциональную и эстетическую выразительность.

Ведущее место в муз. содержании предопределяется интонационной и временной природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опереться на многотысячелетний опыт внешнего выявления людьми своих эмоций, передачи их другим членам общества, прежде всего и главным образом, посредством именно звуков, и с другой — адекватно выразить переживание.

Музыка вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных явлений, к чертам характера человека и общества.

Музыка выполняет также коммуникативную функцию в плане передачи невербальной информации от одной группы общества к другой.

Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется

опредея. комплексом устойчивых типов звукосочетаний

(интонаций) вместе с правилами (нормами) их употреб-

ления. Такой комплекс можно назвать (метафорически)

музыкальным «языком» этой нации и эпохи. В отличие от вербального (словесного) языка, он лишён некоторых су-

щественных признаков знаковой системы, т. к., во-первых,

его элементами являются не конкретные устойчивые

образования (знаки), а лишь типы звукосочетаний, во-

вторых, каждый из этих элементов обладает не одним

определ. значением, а множеством потенциальных зна-

чений, поле которых не имеет точно установленных гра-

ниц, форма каждого элемента неотделима