Смекни!
smekni.com

Социология семьи (стр. 2 из 2)

Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая: Суть этой функции с обществен­ной точки зрения заключается в поддержании несовершен­нолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивиду­альной — в получении материальных средств и хозяйствен­но-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля

°Т ?Пг';^ДД»,]) ОП[)';/;'":1-'и^Ч|»1 ; ОЦИг1П(>Н(1|.' ( !г-|1У(: Ч/1'.'И^м (<-М1)И


I ^

на на восстановление и укрепление физических, психоло гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изуче на, но ученые располагают достоверными фактами, доказы­вающими положительное влияние семьи на здоровье супру­гов. Следует привести некоторые примеры, подтверждаю­щие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или кос­венно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает бо­лее благоприятное воздействие на здоровье супругов, при­чем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Фелицитологическая функция представляет в этом пе­речне особый интерес. Безусловно, понятие гедонизма, ос­нованного на любви в семье, свойственно не только совре­менной семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье Стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических пери­одов.

Итак, завершая разговор о природе и социальных фун­кциях семьи, постараемся ответить на вопрос, поставленный в начале лекции. В чем неистребимая сила семьи?

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключают­ся в той целостности, которая присуща семье и как социаль­ной общности, и как малой социальной группе, и как соци­альному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создаю­щих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов .семьи, ни к отдельному члену семьи.

^Невозможно, чтобы люди Жили вместе, постоянно под-. ;1^г)^ивлли.отнгчл^ииа'_ нр ощущля гг. целое, млисо',' они

' ' ' ' ' * ' Т 1 ' '

[<1:Л^1)-КС1М11Л»'М,г1 ••, - г. •.:•>. .vi ,,-^........ ,..,•, . .

».-<:мьЯ, 'таким •'обрат т, "•в" отличи»' т других малых групп. союзов и корпорации, объединяет всю целостность своего 1-уществования, тогда как, например, члены производствен­ного коллектива объединяют только свои профессиональ­ные интересы.

Как никакое другое социальное образование, семья об­ладает уникальной способностью соединять личные — кол лективные — общественные интересы благодарящее поли­функциональности и способности окультуривать физиологи­ческие и психологические потребности человека, благодаря ее способности к самоорганизации и саморазвитию как не­разрывной клеточки большого социального организма, име­нуемого обществом. 1

/| 2. Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее •структурной организации. Благодаря универсальной сгюсоб-(ности адаптироваться к особенностям «всех времен и наро-; дов», семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной, устанавливающая их вза­имные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространен­ная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света:

юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Га­вайские острова.

Полигиний — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать боль-


В зависимопи от сосгава различают семьи нуклеч^ные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной — семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

— по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более де­тей);

— по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая суп­ружеская пара;

— по географическому признаку: сельская и городская семья;

— по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитар­ная.

Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:

цетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним «приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;

супружеская семья. По словам социолога Голо­да С. И., в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т. е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жк»м

Дистантная семья. Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи воен­ных, моряков и т. д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего

муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% — пред­почитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% — уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около 80%).

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое аб­солютистское государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, пра­вовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры, является ответственным за поведение чле­нов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Се­мейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демок­ратических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960—1970 гг. патриархаль­ных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных — уже более 50% и семей переходного типа — 40%' В такой семьр признаются прдвд личности ребенка, его права на свободу, дс.тпномию и инициативу "?дрс(. царят гуманные


г-

методы воспитания, основанные на доверии к личности р« бенка, его индивидуальности, воспитании чувства собствен ного достоинства/самостоятельного мышления, проявлени:

инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга литерной семьи стала новая система формирования семей ных доходов: высокая занятость женщины в народном хо зяйстве, стипендия или заработки детей служат зкономичес кой базой независимости и самостоятельности. Изменилис! социальные функции семьи. Если в патриархальной семь* ' основной функцией была хозяйственно-экономическая, то е эгалитарной — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем общес­тве стал преобладающим, в его становлении много труднос­тей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосыл­кой и условием демократических преобразований в общес­тве, воспитания и развития личности нового типа, обладаю­щей развитым чувством собственного достоинства, самосто­ятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества. <

• 3. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Являясь пер­вичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Важно разобраться, что же происходит с семьей сегод­ня? Каково ее будущее?

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количес­тва разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей. — 15%), сознательный отказ от ро­ждения единственное ребенка; массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жесто­кое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Показателем кризиса семьи выступает также резкое со­кращение уровня брачности и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.' .Число браков, начиная с 90-х юдои, с каждым годом снижается. Так, если в -1990 г. в